Формирование нравственных основ |
История формирования нравственных основ адвокатской деятельностиАвтор: О. А. БелаяАдвокатура является непременным атрибутом государства с античных времен. Более того, независимая адвокатура всегда была важным показателем зрелости государства и даже человеческой цивилизации, т. е. фактором, не только юридическим, но и социальным, политическим, культурным, укрепляющим этические основы общества. Многовековой опыт, сила и влияние адвокатуры в разных странах мира говорят сами за себя. В Беларуси адвокатура также имеет многовековую историю. Первое законодательное закрепление участия адвоката – «прокуратора» в судебном процессе произошло в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. Позднее Статут 1566 г. не только конкретизировал его положения, но и сформулировал адвокатскую этику, предусматривая уголовную ответственность за нарушение адвокатом своих обязанностей, за нанесение «шкоды» своему подзащитному, а также определяя обязанность суда назначить адвоката тому, кто «очевисто у права стоичи не мог бо не умел мовити, ибо речи своее справовати». В Статуте 1588 г., которым завершилась судебная реформа феодальной Беларуси, была закреплена норма, в соответствии с которой вдовам, сиротам и убогим людям предоставлялось право бесплатной юридической помощи. В России адвокатура, возникнув в результате судебной реформы 1864 г., сумела поднять себя – и юридически, и даже политически – на необычайную для самодержавной страны высоту. Московский совет считал, что «присяжный поверенный должен быть точен в исполнении принятых им на себя обязательств, как в своей профессиональной деятельности, так и в частной жизни, ибо всякая неисправность в этом отношении может подорвать доверие к нему общества». Объявление: Многие известнейшие в свое время и, к сожалению, во многом забытые теперь, уникальные произведения правовой мысли России второй половины XIX – начала XX в., касающиеся деятельности адвокатуры и защиты в уголовном процессе, интересны и полезны не только в познавательном отношении и для организации практической деятельности современной адвокатуры, но и как предмет исследования процесса формирования ее этических основ. Так, в работах ведущих ученых-процессуалистов и практиков – Е. В. Васьковского, И. Я. Фойницкого, П. В. Макалинского, М. Вина-вера, написанных более 100 лет тому назад, исследуются принципиально важные положения о роли адвокатуры в служении общественным интересам по защите прав гражданина, публично-правового характера ее деятельности: «Адвокатура представляет собой не заместительницу тяжущихся, как субъектов процесса, а фактор правосудия и элемент судебной организации, являясь, таким образом, институтом в Для выполнения высокого предназначения адвокатуры – ее служения обществу путем оказания квалифицированной юридической помощи – обосновывается необходимость определенных условий, характеризующих относительную свободу профессии адвоката, что создается «порядком допущения к профессии». В этой связи большой интерес представляют изложенные принципы организации адвокатуры и требования, предъявляемые к адвокату: «умственный ценз», «нравственный ценз», подготовка к адвокатской деятельности и порядок допущения к адвокатуре. Вот как определяет роль адвоката известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони: «Защита есть общественное служение. Уголовный защитник – адвокат – должен быть вооружен знанием и глубокой честностью, умеренностью в приемах, быть независимым в убеждениях, стойким в своей солидарности с товарищами. Он должен являться лишь правозаступником и действовать только на суде или на предварительном следствии там, где это допускается. Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он советник человека, который по его искреннему убеждению, не виновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют. Не будучи слугой клиента, он может быть назначен на защиту такого обвиняемого, в помощь которому по собственному желанию он бы не пошел. И в этом случае его роль почтенна, ибо нет такого падшего или преступного человека, в котором безвозвратно был бы затемнен человеческий образ и по отношению к которому не было бы места слову снисхождения…»5. В 1902 г. в «Журнале министерства юстиции» публикуется его вступительная лекция «Нравственные начала в уголовном процессе» с подзаголовком «Общие черты судебной этики». Это было началом основательной разработки судебной этики и ее преподавания, которое велось, как писал А. Ф. Кони в одном из писем, «под фирмою уголовного судопроизводства». И хотя продолжалось оно недолго, до 1905 г. – А. Ф. Кони по праву может быть назван отцом судебной этики в России. В праве советского периода не было четкого понятия об этических принципах работы адвоката, особенно в том, что касалось отношений между адвокатом и его клиентом, адвокатом и судьей, адвокатом и прокурором или следователем. Юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Идейное «обоснование» вынужденности и несостоятельности исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что «этика в советском обществе едина, это социалистическая этика» – такой аргумент использовал, в частности, И. Т. Голяков в предисловии к книге «Адвокат в советском уголовном процессе», изданной в 1954 г. Только в 1970-е гг. появились монографические работы по этическим проблемам юридической деятельности. Среди них – «Этика адвоката» – первое монографическое исследование нравственных основ деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве видного адвоката советского период Я. С. Киселева. В предисловии к данной работе П. С. Элькинд отмечает, что «вряд ли будет правильным рассматривать эту работу как строго систематизированное научное исследование данной проблемы. Речь идет о другом – размышлениях одного из наиболее ярких и одаренных представителей советской адвокатуры по поводу особенно спорных или вовсе не затронутых в правовой литературе вопросов адвокатской этики». Вся работа пронизана стремлением автора поднять качество деятельности советской адвокатуры, ее престиж, содействовать воспитанию адвокатов в духе высокой профессиональной культуры, точного и безусловного соблюдения норм права, содействовать осознанию следователями, судьями и прокурорами общественного значения адвокатской деятельности в уголовном судопроизводстве, специфики норм адвокатской деятельности, формированию уважения к адвокатской профессии. Подчеркивая зависимость нравственных основ адвокатской деятельности от социального строя общества, Я. С. Киселев анализирует классовую сущность буржуазной адвокатуры, характеризует ее «публичное право», где «служение праву и справедливости» превращалось в бизнес, а слабый, беспомощный человек, по представлению виднейших дореволюционных адвокатов, «униженный и оскорбленный эксплуататорским строем, вызывает сострадание и остро нуждается в защите. Ему нередко не совладать со своими страстями, не устоять при особенно тяжком стечении обстоятельств»7. Эту мысль, отмечает он, развивают с редким единодушием Ф. Н. Плевако, Н. П. Караб-чевский, С. А. Андриевский и многие русские и зарубежные адвокаты. Устами своих наиболее ярких и талантливых представителей буржуазная адвокатура провозгласила, что видит свою задачу в помощи личности в ее борьбе против общества. Я. С. Киселев делает вывод, что идейно-нравственные начала защиты, на которые опиралась в своей деятельности дореволюционная адвокатура, сводились к триаде: а) интересы личности и интересы общества несовместимы, личность нужно защищать от общества; По его мнению, «противопоставление интересов общества и личности в воззрениях буржуазной адвокатуры не было попыткой разоблачить и выявить классовые противоречия капиталистического государственного строя, а было всего лишь проявлением либерализма». Характеризуя деятельность адвокатуры советского периода, Я. С. Киселев констатирует: «Идейные и этические основы дореволюционной защиты были таковы, что советская адвокатура не могла их принять, а, не приняв, выработала свои идейные и нравственные основы защиты»9, базирующиеся на принципах коммунистической морали, подлинно благородной и справедливой, выражающей идеалы трудящихся и человечества. Советский адвокат никогда не видит в преступлении нравственной необходимости, непримиримо относится к преступлению и никогда не оправдывает преступление. Поэтому идейно-нравственные основы советской адвокатуры принципиально отличаются от основ, на которых строила свою деятельность адвокатура антагонистической общественной формации. «Если дореволюционная русская адвокатура считала, что слабость нравственная, духовная – неустранимое свойство человека, то советская адвокатура отнюдь не возводит ее во внутреннее присущее человеку свойство, она видит в ней отступление от нормы и ищет этому объяснение». Приведенная аргументация была характерной в проведении научных исследований по этическим проблемам советского периода, когда мораль во многом отождествлялась с политической целесообразностью, практическими нуждами пролетарского государства, когда все требования морали, присущие данному обществу, полностью распространялись на представителей юридической профессии. В 60 – начале 80-х гг. XX в. мораль уже стала рассматриваться отечественной наукой в качестве самостоятельного, духовного феномена, обусловленного экономическими интересами людей и классовыми целями общества, но в то же время имеющего собственную инерцию, связанную с наличием классовой морали общечеловеческого содержания. Среди отраслей этической науки стали выделять профессиональную этику, обоснованную особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой, и юридическую, предмет которой составляет проявление морали в правосудии и правоохранительной деятельности. Появились научные работы, посвященные судебной этике, публикации об этике отдельных участников уголовного судопроизводства, в том числе адвокатов. Значительный вклад в формирование нравственных основ защиты в уголовном процессе внесли: Я. С. Аврах, А. Д. Бойков, Д. П. Ватман, Л. Д. Кокорев, Д. П. Котов, Я. С. Киселев, И. Д. Перлов, М. С. Стро-гович, Ю. И. Стецовский, Ф. Л. Цыпкин, П. С. Элькинд и другие. Конституция СССР 1977 г. подняла на новую ступень социальный престиж института адвокатуры. В ст. 161 впервые в конституционной практике указывалось, что для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов, что в отдельных случаях эта помощь оказывается бесплатно. Повышенный социально-правовой интерес к адвокатуре, изменение масштаба оценки ее деятельности стимулировали возникновение и развитие этических основ деятельности адвокатов с присущими научной теории атрибутами: целью, научными принципами, основными функциями, которые на практике реализуются в постановку задач, определение содержания, правовое и процессуальное регулирование нравственного аспекта адвокатской деятельности, формирование нравственных качеств личности адвоката. В современном понимании этика адвоката – как одна из важнейших составляющих нравственных начал всего судопроизводства – включает в себя учение о нравственных качествах защитника, особенностях его профессионального долга, условий и путей формирования его нравственного сознания. Отношения, в которые вступает адвокат в уголовном процессе, определяются общими нравственными принципами судопроизводства, такими, как гуманизм, справедливость, объективность, принципиальность, добросовестность и т. д. Но особенности процессуальной функции защитника приводят к специфическому проявлению общих нравственных принципов, возникновению особых нравственных отношений, характерных лишь для процессуальных действий, связанных с осуществлением защиты. Во-первых, имеются нормы, предполагающие наличие морального выбора и не предписывающие однозначного поведения. В то же время существуют и процессуальные ситуации, не урегулированные правовыми нормами. В области уголовной защиты такими являются: взаимоотношения адвоката с подзащитными и его близкими, вопросы выбора стратегии и тактики защиты. Это отношения, которые нецелесообразно или невозможно урегулировать правом в силу их многогранности и индивидуальной неповторимости. Во-вторых, не исключена коллизия между правовой нормой и нравственными убеждениями адвоката. Любой из участников процесса всегда вправе определить позицию по делу соответственно своему внутреннему убеждению. Защитник же в некоторых случаях вынужден ограничить свое внутреннее убеждение: он не может отказаться от защиты, как бы ни были чужды его нравственному чувству характер преступления, личность и позиция преступника. Интересы подзащитного в таких случаях оказываются нередко выше интересов истины, ибо защитник не имеет права выявлять обстоятельства, изобличающие обвиняемого, и т. п. В-третьих, по справедливому утверждению А. Ф. Кони, самые лучшие правила деятельности могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках. Формулируется предмет адвокатской этики – «предписываемое корпоративными правилами должное поведение члена адвокатской ассоциации в тех случаях, когда правовые нормы не устанавливают для него конкретных правил поведения». Таким образом, адвокатская этика рассматривается не только как совокупность правил поведения адвоката, но и как научная дисциплина, изучающая специфику проявления требований морали в области адвокатской деятельности, оказывающая позитивное воздействие и на правотворчество, и на правоприменение. В настоящее время возникает необходимость дальнейшей научной разработки и систематизации теоретических основ адвокатской деятельности, с учетом новых научных взглядов, накопленного и обобщенного практического опыта по формированию системы этических норм профессионального поведения адвоката – правил и стандартов адвокатского поведения. Во многих странах с развитой правовой системой давно разработаны и действуют правила поведения адвокатов, их взаимоотношения с клиентами, с участниками судопроизводства, друг с другом и т. п., которые вытекают из особого характера и содержания профессиональной деятельности адвоката. Несмотря на то, что в нашей стране до недавнего времени возможен был лишь один этический кодекс – моральный кодекс строителя коммунизма, – имели место попытки разработки этических норм адвокатской профессии. Так, в 1974 г. были разработаны этические правила в Литве. В 1985 г. в Минской городской коллегии адвокатов были приняты Правила профессиональной этики и достоинства профессий адвоката. И те и другие Правила фактически были неким систематизированным обобщением дисциплинарной практики соответствующих коллегий, и, естественно, не могли предусмотреть все возникающие ситуации. Позже Положение о принципах адвокатской этики и достоинстве профессии было утверждено Верховным адвокатским советом Польши, подобные положения приняты в Литве и других республиках бывшего СССР. В Республике Беларусь в 1993 г. был принят Закон «Об адвокатуре», предусматривающий реформирование адвокатуры на подлинно демократических принципах и получивший высокую оценку экспертов Совета Европы. Необходимо отметить значимость содержащегося в нем положения о дисциплинарной ответственности адвокатов не только за действия, перечисленные в Законе, но и определенные в Правилах профессиональной этики адвоката, которые впервые были разработаны Союзом адвокатов Республики Беларусь и приняты на Съезде адвокатов Беларуси в 1994 г. В течение последних лет в них были внесены некоторые изменения. Приведенный выше анализ формирования нравственных основ адвокатской деятельности свидетельствует о наличии позитивной тенденции в обществе, когда нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность гуманистическим содержанием. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|