Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Совершенствование законодательного процесса





Совершенствование законодательного процесса

К вопросу о совершенствовании законодательного процесса в субъектах Российской Федерации

Автор: Александров А.Ю.

В законодательном процессе важное значение имеет стадия предварительного рассмотрения законопроектов. Анализ Регламентов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ показывает, что в регионах существуют различные подходы к определению порядка рассмотрения проектов законов.

В статье 64 Регламента Государственного Совета Чувашской Республики указано, что срок рассмотрения законопроекта Госсоветом, как правило, не может превышать 30 дней. Такой срок представляется недостаточным для качественной подготовки законопроекта к рассмотрению парламентом.

Законопроект считается внесенным в Госсовет ЧР с момента регистрации в общем отделе. Председатель ГС ЧР поступивший законопроект направляет в соответствующий комитет для дальнейшей работы и подготовки заключения.

В соответствии со ст. 66 Регламента ГС ЧР, по каждому законопроекту государственноправовой отдел Аппарата Государственного Совета готовит заключение в срок, установленный головным комитетом. Срок может продлить по просьбе отдела Президиум ГС ЧР. Проект закона, подготовленный к рассмотрению Государственным Советом, с материалами к нему направляются головным комитетом Председателю ГС или его заместителю для предварительного рассмотрения в Президиуме ГС не позднее чем за 20 дней до сессии. Только Государственный Совет наделен правом решать вопрос о продолжении работы над законопроектом либо об его отклонении  (ст. 69 Регламента ГС ЧР).

В соответствии со ст. 70 Регламента Государственного Собрания Республики Мордовия правом определения ответственного за поступивший законопроект комитета(головного комитета) обладает Председатель ГС РМ. Законопроект должен быть рассмотрен на заседании ГС РМ не позднее трех месяцев со дня его регистрации (ст. 78 Регламента). Данный срок представляется более приемлемым для качественной подготовки законопроекта.

Объявление:

Значительно отличается от вышеуказанных процедура предварительного рассмотрения законопроекта в Государственном Совете Республики Татарстан. Зарегистрированный законопроект Председателем ГС или его заместителем направляется на юридическую экспертизу в Правовое управление Аппарата ГС РТ, которое не позднее чем в месячный срок со дня его получения представляет Президиуму ГС РТ заключение по законопроекту и проект постановления Президиума ГС РТ о передаче законопроекта соответствующим постоянным комиссиям для предварительного рассмотрения.

В отдельных случаях в связи с большими объемами и сложностью законопроектов с разрешения Председателя ГС РТ или его заместителей указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ст. 107 Регламента ГС РТ). Затем законопроект вместе с заключением выносится на рассмотрение Президиума Государственного Совета, который своим постановлением определяет головную комиссию для подготовки заключения по проекту закона. Головная постоянная комиссия не позднее чем через два месяца со дня поступления проекта закона или в иные сроки, установленные по решению Государственного Совета, выносит заключение по законопроекту и направляет принятое постановление в Президиум Госсовета РТ.

Президиум Госсовета с учетом заключений постоянных комиссий, Правового управления аппарата ГСРТ решает вопрос о готовности проекта закона для включения его в повестку дня сессии или пленарной сессии либо рекомендует продолжить работу над законопроектом.

Поразному в Регламентах парламентов субъектов РФ решается вопрос о привлечении к участию в законодательном процессе субъектов законодательной инициативы.
В соответствии со ст. 70 Регламента ГС ЧР текст проекта закона лишь после подготовки к рассмотрению в первом чтении рассылается субъектам законодательной инициативы, а также в Министерство юстиции ЧР.

В соответствии со ст. 74 (1) Регламента ГС РМ, одновременно с представлением текста законопроекта в Государственное Собрание Республики Мордовия субъект законодательной инициативы обязан направить его иным субъектам законодательной инициативы (кроме депутатов и органов Государственного Собрания, а также представительных органов местного самоуправления, Республиканского объединения профсоюзов, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, которым текст направляется в случае, если законопроект затрагивает вопросы их организации и деятельности).

Статья 111 Регламента ГС РТ устанавливает, что на стадии предварительного рассмотрения по законопроектам могут запрашиваться заключения Кабинета министров РТ, мнение соответствующих министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления, прокуратуры и суда, общественных органов.

Представляется, что в целях совершенствования законодательного процесса в субъектах РФ следует:

-    принимать Регламенты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации в форме закона;
-    законодательно закрепить право субъектов законодательной инициативы участвовать в законодательном процессе с момента принятия законопроекта к рассмотрению парламентом;
-    рассматривать внесенные ими законопроекты на сессии парламента;
-    установить в Регламентах сроки рассмотрения законопроекта структурными подразделениями парламента и его аппарата, правом продления которых должен обладать парламент либо

Президиум (совет) парламента, а также установить предельный срок рассмотрения законопроекта парламентом, в течение которого проект закона можно качественно подготовить к рассмотрению.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >