Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Судебная практика в учебном процессе





Судебная практика в учебном процессе

Об использовании судебной практики в учебном процессе

Автор: Челышев М.Ю.

Как известно, сведения о государственноправовой действительности могут быть почерпнуты из судебной практики. При помощи анализа последней возможно, в частности, выявление особенностей реализации тех или иных правовых норм, установление путей совершенствования различных частей правового массива. Кроме того, судебная практика Конституционного Суда РФ может способствовать появлению новых правил поведения. Отмеченное приводит к выводу о необходимости использования судебной практики в учебном процессе при изучении различных юридических дисциплин. Однако задачи учебного процесса, характер соответствующей дисциплины и особенности отечественной судебной практики требуют известного ограничения подобного применения судебного опыта.

Для уяснения названных границ следует первоначально попытаться классифицировать рассматриваемое явление. Судебную практику можно подразделять на виды по различным основаниям. К ним, в частности, можно отнести: вид суда (ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации»), а также уровень судебной инстанции; характер судебного акта (решение и т.д.); фактор опубликования  (опубликованная и не опубликованная).

Учебнопедагогический и практический опыт автора позволил сформулировать некоторые положения относительно границ, а также возможностей использования судебной практики в учебном процессе.

Вопервых, здесь может быть использована практически любая судебная практика, начиная от судов первой инстанции и заканчивая высшими судебными органами, от судов общей юрисдикции и до практики Конституционного Суда РФ.

Вовторых, использование судебной практики ограничивается не только, как отмечено выше, характером юридической дисциплины (по нашему мнению, есть разница в рассматриваемом аспекте между так называемыми теоретическими дисциплинами и прикладными), но и потребностями соответствующего раздела учебного процесса: лекций, семинаров и практических занятий и т.д. Так, в рамках лекционных занятий использование судебной практики, в частности, возможно для подкрепления точки зрения лектора по спорным вопросам преподаваемого предмета, на семинарах  для моделирования ситуационных задач. Наиболее полно практический аспект, на наш взгляд, должен быть представлен в рамках спецкурса, а также в ходе учебнометодической работы (формирование спецкурсов, сборников задач, практикумов). Вместе с тем, важно подчеркнуть, что занятия не должны быть осложнены судебной практикой. Стоит учесть и то обстоятельство, что детальный опыт интересен лишь тогда, когда слушатель сам достаточно глубоко разбирается в подобных делах.

Объявление:

Втретьих, обязательно должны быть показаны тенденции судебной практики, если таковые имеются (например, по делам о защите прав потребителей  установленная в юридической литературе на основе анализа судебной практики презумпция компенсации морального вреда и др.).

Вчетвертых, возможно указание на негативные тенденции судебной практики, в частности, на выявленное Конституционным Судом РФ несоответствие некоторых судебных решений Конституции. Соответственно, допустима в известных разумных и обоснованных пределах критика некоторых разделов судебной практики, например, по ст.  333, ст.  395 Гражданского кодекса РФ.

Впятых, по отдельным вопросам допустим отказ от использования судебной практики, в частности, при изучении договора коммерческой концессии.

Вшестых, используя практику судов низших инстанций, следует учитывать ее весьма подвижный, а в ряде случаев и противоречивый характер.

Вседьмых, имея в виду правовые взаимосвязи, целесообразно обращать внимание и на межотраслевую судебную практику, т.е. не стоит замыкаться на отраслевом судебном опыте. Например, часто подобная практика возникает на стыке гражданского и налогового права.

34 О подобной судебной практике см., например, Челышев М.Ю. Взаимодействие гражданского и налогового права в регулировании экономических отношений  в монографии: Правовое регулирование экономических отношений /Под ред. доктора юридических наук, профессора З.М.Фаткудинова, доцента, кандидата юридических наук Н.Е.Карягина.  Казань: Издво Института экономики, управления и права «Таглимат»,  2000.  216с. С. 3854.

Ввосьмых, судебная практика может быть использована и в историческом аспекте. В частности, в рамках преподавания дисциплины «Налоговое право» возможно обращение к некоторым положениям Постановлений Конституционного Суда РФ, «материализовавшимся» в тексте части первой Налогового кодекса РФ (о моменте исполнения налогового обязательства  ст. 45 Налогового кодекса РФ, о взыскании налоговых санкций только в судебном порядке  ст.  114 Налогового кодекса РФ).

Вдевятых, использование судебной практики в учебном процессе связано с разъяснением вопросов о ее роли в правовом регулировании, ее месте в отечественной правовой системе.
Рамки настоящей работы позволили автору остановиться лишь на некоторых сторонах использования судебной практики в учебном процессе. Несомненно, при изучении различных дисциплин следует обращаться и к иному юридическому опыту.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >