Судебная практика в учебном процессе |
Об использовании судебной практики в учебном процессеАвтор: Челышев М.Ю.Как известно, сведения о государственноправовой действительности могут быть почерпнуты из судебной практики. При помощи анализа последней возможно, в частности, выявление особенностей реализации тех или иных правовых норм, установление путей совершенствования различных частей правового массива. Кроме того, судебная практика Конституционного Суда РФ может способствовать появлению новых правил поведения. Отмеченное приводит к выводу о необходимости использования судебной практики в учебном процессе при изучении различных юридических дисциплин. Однако задачи учебного процесса, характер соответствующей дисциплины и особенности отечественной судебной практики требуют известного ограничения подобного применения судебного опыта. Для уяснения названных границ следует первоначально попытаться классифицировать рассматриваемое явление. Судебную практику можно подразделять на виды по различным основаниям. К ним, в частности, можно отнести: вид суда (ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации»), а также уровень судебной инстанции; характер судебного акта (решение и т.д.); фактор опубликования (опубликованная и не опубликованная). Учебнопедагогический и практический опыт автора позволил сформулировать некоторые положения относительно границ, а также возможностей использования судебной практики в учебном процессе. Вопервых, здесь может быть использована практически любая судебная практика, начиная от судов первой инстанции и заканчивая высшими судебными органами, от судов общей юрисдикции и до практики Конституционного Суда РФ. Вовторых, использование судебной практики ограничивается не только, как отмечено выше, характером юридической дисциплины (по нашему мнению, есть разница в рассматриваемом аспекте между так называемыми теоретическими дисциплинами и прикладными), но и потребностями соответствующего раздела учебного процесса: лекций, семинаров и практических занятий и т.д. Так, в рамках лекционных занятий использование судебной практики, в частности, возможно для подкрепления точки зрения лектора по спорным вопросам преподаваемого предмета, на семинарах для моделирования ситуационных задач. Наиболее полно практический аспект, на наш взгляд, должен быть представлен в рамках спецкурса, а также в ходе учебнометодической работы (формирование спецкурсов, сборников задач, практикумов). Вместе с тем, важно подчеркнуть, что занятия не должны быть осложнены судебной практикой. Стоит учесть и то обстоятельство, что детальный опыт интересен лишь тогда, когда слушатель сам достаточно глубоко разбирается в подобных делах. Объявление: Втретьих, обязательно должны быть показаны тенденции судебной практики, если таковые имеются (например, по делам о защите прав потребителей установленная в юридической литературе на основе анализа судебной практики презумпция компенсации морального вреда и др.). Вчетвертых, возможно указание на негативные тенденции судебной практики, в частности, на выявленное Конституционным Судом РФ несоответствие некоторых судебных решений Конституции. Соответственно, допустима в известных разумных и обоснованных пределах критика некоторых разделов судебной практики, например, по ст. 333, ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Впятых, по отдельным вопросам допустим отказ от использования судебной практики, в частности, при изучении договора коммерческой концессии. Вшестых, используя практику судов низших инстанций, следует учитывать ее весьма подвижный, а в ряде случаев и противоречивый характер. Вседьмых, имея в виду правовые взаимосвязи, целесообразно обращать внимание и на межотраслевую судебную практику, т.е. не стоит замыкаться на отраслевом судебном опыте. Например, часто подобная практика возникает на стыке гражданского и налогового права. 34 О подобной судебной практике см., например, Челышев М.Ю. Взаимодействие гражданского и налогового права в регулировании экономических отношений в монографии: Правовое регулирование экономических отношений /Под ред. доктора юридических наук, профессора З.М.Фаткудинова, доцента, кандидата юридических наук Н.Е.Карягина. Казань: Издво Института экономики, управления и права «Таглимат», 2000. 216с. С. 3854. Ввосьмых, судебная практика может быть использована и в историческом аспекте. В частности, в рамках преподавания дисциплины «Налоговое право» возможно обращение к некоторым положениям Постановлений Конституционного Суда РФ, «материализовавшимся» в тексте части первой Налогового кодекса РФ (о моменте исполнения налогового обязательства ст. 45 Налогового кодекса РФ, о взыскании налоговых санкций только в судебном порядке ст. 114 Налогового кодекса РФ). Вдевятых, использование судебной практики в учебном процессе связано с разъяснением вопросов о ее роли в правовом регулировании, ее месте в отечественной правовой системе. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|