Правовой статус молодежи |
К вопросу о правовом статусе молодежиАвтор: Никитин С.Правовой статус составляют закрепленные в законодательстве субъективные права, гарантии их осуществления и юридические обязанности субъекта права. Понятие правового статуса охватывает правоспособность (т.е. возможность лица иметь определенные права, обладать ими, быть носителем этих прав), дееспособность (способность лица своими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему права, а также исполнять возложенные на него обязанности), деликтоспособность (способность лица нести юридическую ответственность за свои действия). Таким образом, мы видим, что термин «правовой статус» употребляется для характеристики правового положения субъекта в целом. В настоящем случае субъект молодежь весьма специфичен. Его специфичность выражается в том, что молодежь это социальная группа людей, которая определена возрастными рамками. Молодым считается тот, кто не достиг 30 лет35 . Специфичность проявляется также в том, что молодежь подразделяется по возрастному критерию на следующие категории: Рассмотрим каждую категорию отдельно. Лица, не достигшие 18 лет, находятся под особой зашитой государства. Это обусловлено тем, что несовершеннолетние в силу своего возраста не всегда в полной мере могут осознавать значение своих действий. В связи с этим ограничивается способность несовершеннолетних своими действиями создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность . Так, ничтожна сделка, совершенная малолетним, т. е. она не влечет никаких юридических последствий, в т. ч. возникновения какихлибо обязанностей, для лица, не достигшего 14 лет36. В то же время уголовной и административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 лет37 . И лишь в исключительных случаях за совершение наиболее тяжких преступлений уголовной ответственности могут подлежать несовершеннолетние, достигшие 14 лет38. Причем и в этом случае такая ответственность носит ограниченный характер. По указанным выше причинам для несовершеннолетних устанавливается также и особый порядок осуществления принадлежащих им прав и свобод. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, по общему правилу, могут совершать сделки лишь с письменного разрешения своих законных представителей. Объявление: Особая защита несовершеннолетних государством выражается, прежде всего, в том, что установлены и гарантированы те права, которые являются для несовершеннолетних в силу их возраста наиболее важными: право ребенка жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право молодых граждан на гарантированное получение социальных услуг42 и т.д. Вместе с тем государство содействует предотвращению нарушения прав и свобод несовершеннолетнего гражданина. УК РФ предусматривает в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, такие факторы, как привлечение к совершению преступления несовершеннолетних, совершение преступления в отношении малолетнего43, а также устанавливает уголовную ответственность за ряд деяний, направленных непосредственно на нарушение тех общественных отношений, которые обеспечивают как материальные, так и нематериальные условия нормального физического и нравственного формирования личности несовершеннолетнего. Особая защита несовершеннолетних выражается также предоставлением им ряда льгот. В трудовых правоотношениях несовершеннолетним предоставляются льготы в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда45 . А в уголовном праве несовершеннолетие виновного рассматривается как смягчающее обстоятельство. Правовой статус совершеннолетних молодых людей во многом двойственен. Такое положение определяется, прежде всего, тем, что, с одной стороны, законодатель наделил их полной общей правосубъектностью, а с другой стороны, ограничил ряд политических прав совершеннолетних граждан дополнительным возрастным цензом и установил дополнительные обязанности. Так, гражданская дееспособность наступает с 18 лет, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет и т.д.. Что же касается своего рода ущемления некоторых гражданских и политических прав молодых граждан, то, видимо, в данном случае законодатель руководствовался мнением, что молодые люди якобы в силу их «малолетнего» возраста, а потому отсутствия жизненного опыта физически и психически не готовы и не способны осуществлять полномочия, к примеру, судей (до достижения 25 лет49), депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (до достижения 21 года50), а также Президента РФ. Истинность подобных взглядов представляется весьма сомнительной, равно как и их правомочность. В частности, Конституция РФ провозглашает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от какихлибо обстоятельств. В то же время в РФ международные договора и общепризнанные принципы и нормы международного права обладают приоритетом над нормами российского права. Наряду с этим Международный Пакт о гражданских и политических правах гласит, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованного ограничения в правах должен допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственным должностям52. К слову, этому вторит сама Конституция, указывая, что к государственной службе имеют равный доступ все граждане53 . В то же время данные конституционные нормы содержатся в главе 2 Конституции РФ, которая определяет основы правового статуса человека и гражданина в РФ. Особый статус этих норм подтверждается и тем, что пересматриваться они могут лишь Конституционным Собранием или всенародным голосованием. На основании чего можно сделать вывод: ограничение на занятие государственных должностей ущемляет права молодых граждан, дискриминирует их на недопустимых основаниях, противоречит самой Конституции РФ, а потому должно быть отменено. Подводя итог вышесказанному, следует отметить: 1) особый правовой статус молодежи в РФ и РТ имеет место быть; |
< Предыдущая | Следующая > |
---|