Равные выборы |
К вопросу о честных и равных выборахАвтор: Сергеева Н.Выборы важнейший институт представительной демократии. Они являются непременным атрибутом правового государства, оказывают значительное воздействие на формирование гражданского общества. Одним из условий проведения истинно демократических выборов является их честность сроки, периодичность, процедуры выборов, соответствующие международнопризнанным стандартам. В связи с этим на первое место выдвигается вопрос о равных возможностях, правах и обязанностях кандидатов на выборные должности, которые предусмотрены в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека. А как же решен вопрос о равных возможностях кандидатов в российском избирательном законодательстве? Формально, на законодательном уровне закреплены равные права и обязанности кандидатов на выборные должности. Однако системный анализ позволяет выявить ряд нарушений данного принципа. Требование к претендентам освободить на время проведения выборов занимаемую должность относится к любым должностным лицам, кроме государственных служащих категории «А», куда относятся, например, действующие губернаторы, обладающие преимуществами административного аппарата. Данную группу кандидатов закон обязывает вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Но ни в одном законодательном акте не оговаривается, какое же время считать таковым, хотя в первоначальном варианте его пытались хоть както определить «отпуском, выходными и праздничными днями, иными днями отдыха». Закон предусматривает равный доступ кандидатов к СМИ. Исходя из определения, данного в законе, не всякое появление или упоминание имени кандидата на экране является предвыборной агитацией. Однако представляется малоубедительным, что подобные явления никак не влияют на сознание избирателей. Действующие кандидаты, объективно, получают больше возможностей доступа к СМИ по сравнению с другими, что также, на наш взгляд, нарушает принцип равных избирательных прав кандидатов. Ответственность за нарушения избирательного законодательства также не одинакова. Общие санкции для всех кандидатов предупреждение избирательного комитета, отмена регистрации кандидата. Административная же ответственность не универсальна. Так, например, закон от 01.12.99 «О внесении изменений и дополнений в КоАП», предусматривающий наказание за нарушение предвыборной кампании и правил публикации результатов выборов, не предусматривает наказания за использование эфира государственных теле и радиокомпаний кандидатом в президенты, занимающим ведущие посты в государственных структурах. Объявление: Рассмотрев некоторые вышеозначенные проблемы, связанные с вопросом о честных и равных выборах, можно констатировать, что избирательное законодательство является динамично развивающейся отраслью российского права. И хотя уже достигнуты определенные результаты, скорее всего, следует ожидать дальнейшего его бурного развития. И это развитие немыслимо без соответствующего роста электоральноправовой культуры как, прежде всего, самих избирателей, так и кандидатов на выборные должности. Только гармоничное сочетание этих двух факторов позволяет обеспечить истинно честные и равные выборы как залог дальнейшего демократического развития общества. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|