Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Правовое регулирование отношений собственности





Правовое регулирование отношений собственности

О некоторых проблемах правового регулирования отношений собственности

Автор: Набиуллина Л.

Отношения собственности в государстве определяют реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему любого общества. Одной из главных причин социальных потрясений являются попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый их строй. Россия в силу исторических особенностей ее развития в этом смысле страна необычная.

На протяжении XX века в нашей стане дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет «расхлебывать» не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Её основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание.

На фоне этих перемен наибольшую значимость приобретает вопрос о праве собственности на землю. Его нерешенность -проблема не одного столетия. На трагическом пути от реформ Александра II до Конституции 1993 года Россия пережила полный провал земельных реформ 1861 года, революционные потрясения 1905г. и незавершенные аграрные реформы П.А. Столыпина, национализацию и коллективизацию... Конституция РФ в статье 36 наконец провозгласила:

«1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2.Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Объявление:

3.Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

К сожаленью, эта норма на сегодняшний день остается декларативной, поскольку глава 17 Гражданского кодекса РФ, регулирующая данные отношения, еще не действует, так как, в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», вступит в силу лишь с момента принятия Земельного Кодекса РФ. Ныне действующее земельное законодательство чрезвычайно запутанно и противоречиво. Оно включает акты, зачастую содержащие взаимоисключающие или несогласованные нормы. А земельное законодательство субъектов РФ в некоторых случаях дублирует федеральные акты. Поэтому ни о каких гарантиях права собственности на землю в Российской Федерации в настоящий момент мы говорить не можем.

Земельное законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 72 Конституции РФ является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время существуют две точки зрения на целесообразность принятия земельного кодекса в РФ: сторонники первой однозначно заявляют, что земельный кодекс необходим; сторонники второй считают, что необходим общероссийский рамочный закон, а особенности правового регулирования должны быть закреплены в местных законах - законах субъектов РФ.

На мой взгляд, верной является вторая точка зрения, так как земля в зависимости от географического расположения имеет особые качественные характеристики. И было бы разумно, если бы порядок пользования землей регламентировался на местном уровне. Например, в Республике Татарстан земля большей частью плодородна и было бы правильнее использовать ее в сельскохозяйственном направлении. Исходя из этого, я считаю, что в дополнение Земельного Кодекса РТ должен быть принят закон, который более подробно рассматривал бы вопрос о передаче земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность граждан для целей её сельскохозяйственного использования. При этом земля должна будет принадлежать не только тому, кто реально имеет возможность её приобрести, но и тому, кто хочет на ней работать, тому, кто способен извлекать прибыль от использования её по назначению. Таким же образом увеличения доходности земли можно было бы добиться и в других субъектах РФ.

Полагаю, земельный кодекс РФ или скорее рамочный общероссийский закон о земле должен содержать классификацию земель по их качественным характеристикам и рекомендации субъектам РФ их наиболее целесообразного, экономически выгодного и экологически безопасного использования качестве природного и хозяйственного объекта.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >