Внесение поправок в конституции |
Правовое регулирование порядка внесения поправок в конституции (уставы) субъектов Российской ФедерацииАвтор: Р.Ю. ХертуевПравовое регулирование порядка внесения поправок в высшие учредительные акты субъектов Российской Федерации осуществляется ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1 (далее — Федеральный закон 184-ФЗ) и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Кроме этого, в некоторых республиках в составе Российской Федерации приняты профильные законы о порядке принятия поправок, а также законы о деятельности конституционных комиссий. В ряде субъектов процедура принятия поправок регулируется законами о нормативно-правовых актах и регламентами законодательных органов субъектов Российской Федерации. Однако основу нормативного массива, которым осуществляется регулирование отношений по внесению поправок, составляют положения конституций и уставов субъектов Российской Федерации. Поэтому на основе анализа указанных источников правового регулирования можно выделить следующее. Из этого следует вывод о том, что поправкой в конституцию (устав) субъекта Федерации называется не что иное, как внесение изменений и дополнений в текст высшего законодательного акта, которое осуществляется в особом порядке, отличающемся от порядка законодательной процедуры. Здесь же следует отметить, что текстуальное закрепление указанной категории может быть отражено словосочетанием «принятие поправок» либо «внесением изменений и дополнений». 2. Форма поправки. Все поправки к конституциям (уставам) субъектов принимаются в форме законов субъектов, однако в некоторых республиках в составе Российской Федерации — в форме конституционного закона субъекта (республики Адыгея, Алтай, Хакасия, Якутия, Северная Осетия — Алания, Тыва). Так, в соответствии со ст. 118 Конституции Республики Мордовия изменения в Конституцию республики вносятся большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия либо по решению, принятому референдумом Республики Мордовия. Указанные решения оформляются в виде законов о внесении изменений в Конституцию Республики Мордовия. В соответствии со ст. 53 Устава Белгородской области поправки в Устав области принимаются в форме закона Белгородской области о внесении изменений и дополнений в Устав Белгородской области. 1) в Псковской области поправки к Уставу оформляются постановлением законодательного органа государственной власти; Объявление: Поскольку конституция (устав) субъекта Российской Федерации являются основным законом субъекта, поэтому и изменения в указанный акт оформляются законом субъекта. В этой связи любопытен опыт Архангельской области. До недавнего времени поправки в Устав Архангельской области оформлялись постановлениями законодательного органа области. Однако постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 21 июня 2005 г. ? 180 в Устав области были внесены изменения, в соответствии с которыми поправки к Уставу принимаются Архангельским областным Собранием депутатов большинством в форме областного закона. Таким образом, поправка в виде постановления закрепила правило, что все последующие поправки в Устав области должны оформляться законом. Говоря о наименовании закона о поправках, следует упомянуть, что он может быть выражен в следующих формулировках: — закон о внесении изменений и дополнений в конституцию (устав) (например: город Москва, город Санкт-Петербург, Хабаровский и Приморский края; Пензенская, Тюменская, Калужская, Свердловская области, республики Коми, Башкортостан, Хакасия); — закон о поправках к конституции (уставу) (например: Московская, Ростовская, Нижегородская, Липецкая области, Ставропольский край, республики Марий Эл и Кабардино-Балкария); — закон о внесении поправок в конституцию (устав) (например: Тульская, Омская, Новгородская, Кемеровская, Ивановская области, республики Алтай и Удмуртия). 3. Конституционная инициатива. Как правило, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации содержат нормы о субъектах конституционной инициативы (лиц, имеющих право вносить предложения о поправках в представительных орган субъекта Российской Федерации). В свою очередь, круг субъектов конституционной инициативы может определяться двумя способами. 1. В тексте конституционного акта делается ссылка на то, что предложения о поправках могут вносить субъекты законодательной инициативы, указанные в соответствующих статьях конституции (устава) субъекта Федерации (например: Республика Коми, город федерального значения Санкт-Петербург, Владимирская область). Так, в соответствии со ст. 101 Конституции Республики Коми предложения о принятии Конституции Республики Коми, внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Коми вносятся в Государственный Совет Республики Коми органами и лицами, обладающими в соответствии с настоящей Конституцией правом законодательной инициативы. Суть такого подхода заключается в том, что перечень субъектов законодательной инициативы равен перечню субъектов конституционной инициативы. 2. В большинстве же субъектов Российской Федерации конституции (уставы) одновременно закрепляют перечень субъектов законодательной инициативы и закрытый перечень субъектов конституционной инициативы. В соответствии с Уставом Ставропольского края право законодательной инициативы в Государственной Думе края принадлежит: 1) депутатам Думы; 2) Губернатору края; 3) Правительству края; 4) представительным органам местного самоуправления; 5) депутатам Государственной Думы Российской Федерации, избранным от Ставропольского края; 6) членам Совета Федерации Российской Федерации от Ставропольского края. Право внесения предложений о поправках принадлежит: 1) не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственной Думы края; 2) Губернатору края; 3) не менее одной трети представительных органов местного самоуправления. В Чукотском автономном округе право законодательной инициативы принадлежит: 1) депутатам Думы автономного округа; 2) Губернатору автономного округа; 3) представительным органам местного самоуправления автономного округа; 4) Правительству автономного округа; 5) главам муниципальных образований автономного округа; 6) суду автономного округа; 7) Арбитражному суду автономного округа; 8) прокурору автономного округа; 9) Избирательной комиссии автономного округа. Право внесения предложений о поправках принадлежит: 1) не менее десяти процентам граждан, проживающих в Чукотском автономном округе и обладающих избирательным правом; 2) не менее одной трети депутатов Думы автономного округа; 3) Губернатору автономного округа; 4) не менее одной трети органов местного самоуправления, расположенных на территории Чукотского автономного округа. Как видно, круг субъектов, имеющих возможность инициировать процесс принятия поправок, меньше круга субъектов законодательной инициативы. И такая тенденция распространяется практически на все конституции (уставы) субъектов. Подобная ситуация позволяет обеспечивать стабильность и «жесткость» конституционных актов. С учетов обобщения всех конституций и уставов субъектов Российской Федерации, систему субъектов конституционной инициативы можно представить в следующем виде. 1. Депутаты представительного органа государственной власти субъекта: — председатель представительного органа (Оренбургская, Липецкая, Пензенская области); 2. Органы местного самоуправления: — представительный орган (Ивановская, Воронежская, Калужская, Новосибирская, Пензенская области, Республика Мордовия); 3. Губернатор (Калининградская, Курская, Новгородская,Ростовская, Читинская, Ивановская, Омская, Оренбургская, Калужская области). — не менее 50 тысяч (Омская, Кемеровская, Свердловская области, Республика Удмуртия); 12. Руководитель территориального управления Министерства юстиции Российской Федерации (Липецкая область). 4. Предварительная работа по проекту поправок может осуществляться в следующих формах: 1) работа по оформление проекта поправок. Правила оформления проекта поправок содержатся в профильных законах субъектов о порядке принятия поправок и в регламентах представительных органов. 2) опубликование проекта поправок для всеобщего ознакомления и предварительного обсуждения. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Устава Белгородской области проект закона области о внесении изменений и дополнений в Устав, внесенный в областную Думу, подлежит официальному опубликованию и может быть рассмотрен Думой не ранее чем через месяц после такого опубликования. В соответствии с ч. 3 ст. 59 Устава Нижегородской области поправки к Уставу могут быть опубликованы в средствах массовой информации и вынесены на открытое обсуждение. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Устава Астраханской области изменения и дополнения в Устав выносятся на открытое обсуждение через средства массовой информации. В соответствии с ч. 2 ст. 74 Конституции Республики Карелия внесенные предложения об изменении и дополнении Конституции публикуются для всеобщего сведения и обсуждения. Официальное опубликование через средства массовой информации направлено не только на всеобщее ознакомление, но также имеет своей целью публичное обсуждение проекта поправок для выявления мнения и предложений населения. Руководствуясь такими целями, в Орловской области установили возможность вынесения проекта поправок на консультативный референдум. В соответствии с ч. 2 ст. 95 Устава Орловской области по решению областного Совета народных депутатов проект закона о внесении изменений и дополнений в Устав области может быть вынесен на областное народное обсуждение либо на консультативный областной референдум; 3) получение заключения по проекту поправок от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 79.1 Устава города Москвы проект закона о внесении поправок в Устав, инициатива внесения которого принадлежит депутатам Московской городской Думы, представительным органам местного самоуправления муниципальных образований, в течение пяти дней со дня его внесения направляется мэру Москвы для дачи заключения и принимается к рассмотрению на заседании Московской городской Думы после представления указанного заключения. Это единственное закрепленное в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации правило о необходимости получения заключения по проекту поправок от высшего должностного лица субъекта Федерации; 4) деятельность специально уполномоченного органа по рассмотрению проектов поправок — конституционной комиссии. В структуре представительного органа субъекта Российской Федерации существуют профильные комитеты и комиссии, которые осуществляют предварительное рассмотрение всех проектов законов. Однако данная деятельность на уровне конституций (уставов) субъектов Федерации не регулируется. При этом в четырех республиках в составе Российской Федерации имеются специальные органы, уполномоченные на подготовку и рассмотрение проектов поправок (конституционные комиссии). Правовой статус данных органов регулируется конституциями республик и специальными законами (Закон Республики Адыгея от 5 июля 2000 г. ? 188 «О Конституционной комиссии Республики Адыгея»4; постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2003 г. ? ГС ? 209-III «Положение о Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия)»5; Закон Республики Хакасия от 26 марта 2003 г. ? 12 «О Конституционной комиссии Республики Хакасия»6; постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 20 ноября 2000 г. ? 528-II «Положение о Конституционной комиссии при Народном Хурале Республики Бурятия»). В соответствии с п. 1 и 2 раздела 4 постановления Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2003 г. ? ГС ? 209-III конституционная инициатива, поступившая в Государственное Собрание, передается в Конституционную комиссию, которая изучает инициативу и вносит на рассмотрение Государственного Собрания свое заключение. В соответствии с подп. «а» п. 3.1 постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 20 ноября 2000 г. ? 528-II одной из задач комиссии является предварительное рассмотрение предложений и замечаний к положениям конституции, поступивших в Народный Хурал. Таким образом, деятельность конституционных комиссий заключается в рассмотрении проектов поправок и принятия по ним заключений. Данные заключения направляются в представительный орган и оглашаются на обсуждениях по проекту поправок. Несколько иная ситуация сложилась в Республике Хакасия. В соответствии со ст. 134 Конституции и ст. 3 Закона от 26 марта 2003 г. ? 12 Республики Хакасия внесенные в Верховный Совет предложения об изменении Конституции республики рассматриваются Конституционной комиссией, которая после рассмотрения предложений предлагает Верховному Совету либо подтвердить неизменность Конституции республики, либо внести в нее изменения и дополнения. 5. Субъект принятия поправки: 1) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона ? 184-ФЗ конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов представительного органа субъекта Российской Федерации. Практически все субъекты Российской Федерации воспроизвели аналогичную норму в своих конституциях (уставах), за исключением Амурской области и Костромской области, чьи уставы не содержат никаких правовых норм о порядке принятия поправок в устав. При этом техника изложения указанной выше правовой нормы может быть представлена в различных вариациях: — закон о внесении изменений в устав принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов представительного органа; 2) палата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Следует учитывать, что в некоторых субъектах Российской Федерации представительный орган состоит их двух палат. Данную ситуацию предусмотрел федеральный законодатель и закрепил соответствующую норму в ч. 5 ст. 5 Федерального закона ? 184-ФЗ: если конституцией (уставом) субъекта предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации принимаются палатой, сформированной в соответствии с п. 4 ст. 4 настоящего закона. Таким образом, субъектом принятия поправок в условиях двухпалатного парламента является та палата представительного органа, которая избрана по смешанной либо полностью пропорциональной избирательной системе. Вместе с тем конституции (уставы) субъектов Российской Федерации изменяют правило, установленное Федеральным законом 184-ФЗ, и наделяют определенными полномочиями по принятию поправок другую палату регионального парламента. В Республике Тыва представительный орган Великий Хурал состоит из двух палат: Законодательной палаты, которая поправки принимает, и Палаты представителей, которая эти поправки одобряет. В соответствии с ч. 3 ст. 142 Конституции Республики Тыва поправки к главам II–XV Конституции Республики Тыва принимаются Законодательной палатой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов и в течение 14 дней со дня их принятия передаются на рассмотрение Палаты представителей. Поправки к Конституции Республики Тыва считаются одобренными Палатой представителей, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. В соответствии с ч. 4 этой же статьи в случае, если поправки к Конституции Республики Тыва не будут одобрены необходимым большинством голосов депутатов Палаты представителей, они направляются в Законодательную палату на доработку. В случае повторного отклонения Палатой представителей поправок к Конституции Республики Тыва конституционная законодательная инициатива по изменению и дополнению тех же ее положений может быть внесена в Законодательную палату не ранее двух лет со дня повторного отклонения. Аналогичная ситуация имеет место в Свердловской области, где принятые областной Думой при квалифицированном большинстве закон о внесении изменений в Устав направляется в Палату представителей для одобрения. Поправка одобряется Палатой представителей большинством голосов в две трети, в противном случае — поправка отклоняется и повторное принятие поправки областной Думой запрещается. Таким образом, в данных субъектах Российской Федерации обе палаты участвуют в принятии поправок путем их соответствующего принятия и одобрения квалифицированным большинством. Более того, каждая из палат может вовсе заблокировать процесс принятия поправок. В этом случае можно говорить об активной роли обоих палат регионального парламента в решении вопросов принятия поправок в устав; 3) население соответствующего субъекта Федерации. Некоторые субъекты Российской Федерации допускают возможность принятия поправок посредством референдума (Приморский край, Чукотский автономный округ, Кемеровская область, Чеченская и Удмуртская республики, республики Тыва, Татарстан, Мордовия, Ингушетия и Дагестан). Поэтому субъектом принятия поправок в данных субъектах Российской Федерации будет выступать население. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 111 Устава Приморского края закон Приморского края о внесении изменений в Устав может быть принят на краевом референдуме. В соответствии с ч. 2 ст. 110 Устава Чукотского автономного округа изменения в Устав округа могут быть внесены законом автономного округа, принятым на референдуме автономного округа. В соответствии с ч. 3 ст. 63 Устава Кемеровской области поправки в Устав области могут быть внесены на референдуме Кемеровской области. В соответствии с ч. 1 ст. 71 Конституции Удмуртской Республики поправки к Конституции Республики принимаются Государственным Советом Удмуртской Республики или на референдуме Удмуртской Республики. В соответствии со ст. 118 Конституции Республики Мордовия изменения в Конституцию вносятся большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия либо по решению, принятому референдумом Республики Мордовия. 6. Особенности приятия поправок представительным органом. Практически все конституционные акты субъектов Российской Федерации закрепляют норму федерального закона, в соответствии с которой поправки в конституцию (устав) принимаются представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации квалифицированным большинством в две трети голосов депутатов. Данная норма является центральной в системе норм, регулирующих порядок принятия поправок. Однако кроме нее имеется ряд иных правил, касающихся непосредственно процедуры принятия поправок представительным органом. Так, регламенты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, что каждая поправка в статьи конституционного акта обсуждается депутатами представительного органа отдельно. При этом голосование по каждой поправке также проводится в отдельности. После постатейного обсуждения и голосования закон о поправках принимается в целом. Помимо этого некоторыми конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации устанавливается количество чтений, которые необходимы для принятия конституционного акта. В соответствии со ст. 93 Устава Мурманской области проект закона области о внесении изменений и дополнений в Устав области рассматривается областной Думой не менее чем в двух чтениях. В соответствии со ст. 81 Устава Воронежской области и поправки к нему принимаются областной Думой в трех чтениях на раздельных заседаниях. Аналогичное правило содержится в Белгородской области и Республике Башкортостан. Некоторых субъекты Федерации подошли более основательно к данному вопросу и установили минимальный промежуток времени между чтениями. В соответствии со ст. 108 Конституции Республики Марий Эл поправки к Конституции республики принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, при этом в двух чтениях с перерывом между ними не менее трех месяцев. В соответствии со ст. 95 Устава Красноярского края между первым и вторым чтениями по проекту закона о внесении изменений в Устав должно пройти не менее одного месяца. Следует заметить, что в случае отклонения представительным органом проекта поправок следующая возможность внесения отклоненного предложения о поправках возникает через определенный срок. Повторная возможность внесения отклоненного проекта поправок через один год существует в Приморском и Алтайском краях, в Волгоградской, Оренбургской, Рязанской, Кемеровской областях, в республиках Хакасия, Карелия, Алтай. В Республике Тыва данный срок увеличен до двух лет. 7. Подписание принятых поправок. Процедура подписания принятых поправок главой субъекта Российской Федерации (губернатором, президентом, руководителем высшего исполнительного органа субъекта Федерации) может осуществляться в двух вариантах: 1) принятые представительным органом поправки подписываются главой субъекта Российской Федерации. Данное положение полностью согласуется с правилами законодательного процесса, который требует участия высшего должностного лица субъекта Федерации в процессе принятия законов путем их принятия и обнародования; 2) принятые поправки подписываются председателем представительного органа и главой субъекта Федерации. В соответствии со ст. 76 Устава Ивановской области принятый областной Думой закон о внесении поправок в Устав области в течение 14 дней подписывается председателем Думы и направляется губернатору области для подписания и официального опубликования. В соответствии со ст. 63 Устава Тюменской области закон об изменении и дополнении в Устав области, принятый областной Думой, подписывается председателем Думы и направляется для подписания губернатору области. Вообще, правило о подписании принятых законов субъекта Российской Федерации и председателем представительного органа и главой субъекта существует в шести субъектах Российской Федерации (Республика Алтай, Ивановская, Тульская, Тюменская области, Корякский и Ненецкий автономные округа). В Читинской области все законы области подписываются председателем областной Думы. 8. Право вето главы субъекта Российской Федерации. С точки зрения возможности наложения главой субъекта Федерации вето на принятый закон о поправках, все субъекты Российской Федерации делятся на две группы. В большинстве субъектов Российской Федерации глава субъекта Федерации играет активную роль в процессе принятии поправок в конституцию (устав), поскольку имеет возможность не согласиться с принятыми парламентом поправками путем их отклонения. Такая возможность предусмотрена многими конституциями и уставами субъектов Российской Федерации (например: Брянская, Ярославская, Тульская, Тамбовская, Мурманская, Тверская области, республики Кабардино-Балкария, Татарстан, Тыва). В соответствии со ст. 130 Устава Свердловской области принятый областной Думой и одобренный Палатой представителей закон области о внесении изменений в Устав не может быть отклонен губернатором области и подлежит обнародованию. В соответствии со ст. 2 Устава Архангельской области поправки к Уставу области не могут быть отклонены главой администрации Архангельской области. В соответствии со ст. 61 Устава Волгоградской области законы об изменении и дополнении Устава области подписываются главой администрации и обнародуются. В таких случаях на главе субъекта Российской Федерации лежит обязанность подписать и обнародовать принятый представительным органом закон о поправках. Последствием отклонения главой субъекта Федерации принятой поправки может быть создание согласительной комиссии (Республика Татарстан и Тульская область). В соответствии со ст. 126 Конституции Республики Татарстан в случае отклонения Президентом республики закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Президентом и Государственным Советом на паритетных началах создается согласительная комиссия. В соответствии со ст. 69 Устава Тульской области губернатор области вправе отклонить закон области о поправках в Устав. При этом они возвращаются в областную Думу с мотивированным обоснованием их отклонения либо с предложением о внесении в них изменений и дополнений. Губернатор области может внести предложение по созданию согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий. Таким образом, в одном случае создание согласительной комиссии является обязательным, а во втором — правом главы субъекта Федерации. В случае отклонения принятых поправок главой субъекта Федерации представительный орган имеет возможность повторно принять отклоненный закон о поправках. При этом квалифицированное большинство при повторном принятии в две трети не изменяется. Так, в соответствии со ст. 142 Конституции Республики Тыва в случае отклонения Председателем Правительства конституционного закона о поправках к Конституции указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательной палаты и Палаты представителей. Конституционный закон Республики Тыва, одобренный в ранее принятой редакции необходимым большинством голосов депутатов Законодательной палаты и Палаты представителей, не может быть повторно отклонен Председателем Правительства республики и подлежит подписанию и обнародованию в течение 14 дней. В соответствии со ст. 56 Устава Белгородской области решение об одобрении закона о внесении изменений и дополнений в Устав области в ранее принятой редакции принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов областной Думы. В соответствии со ст. 125 Устава Ярославской области отклоненный закон области о внесении изменений и дополнений в Устав может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов и не может быть повторно отклонен губернатором области. Однако незначительная часть субъектов Российской Федерации увеличивают квалифицированное большинство при повторном голосовании до трех четвертых. В соответствии со ст. 139 Конституции Республики Кабардино-Балкария отклоненный Президентом республики закон о поправке к конституции считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее трех четвертей от установленного числа депутатов парламента. В соответствии со ст. 58 Устава Иркутской области при повторном рассмотрении отклоненный губернатором закон области о внесении поправок в Устав может быть принят Законодательным собранием области в прежней редакции в случае его одобрения большинством не менее трех четвертей от установленного числа депутатов. В соответствии со ст. 111 Конституции Республики Бурятия в случае отклонения Президентом республики закона о внесении поправок в Конституцию указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее трех четвертей голосов от установленного числа депутатов. На основе приведенного выше анализа можно констатировать, что общественные отношения, связанные с процессом принятия поправок в конституции и уставы субъектов Российской Федерации, регулируются различными по своей юридической силе нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации: конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, регламентами законодательных органов государственной власти субъектов Федерации. Принятие указанных нормативных актов обусловливается наличием особенностей в процессе принятия поправок, призванных обеспечивать стабильность конституционно-уставных норм. Стабильность положений конституций и уставов обеспечивается различными механизмами, закрепленными в законодательстве субъектов Российской Федерации, наиболее отличительными из которых являются: 1) ограниченный круг субъектов конституционной инициативы; 2) обязательное предварительное обсуждение проекта поправок населением субъекта Федерации; 3) получение компетентного заключения по проекту поправок от специализированного органа государственной власти субъекта Федерации; 4) вынесение поправок на референдум. В процессе принятии поправок задействуется большое количество субъектов права, имеющих возможность выказывать свое мнение по проекту поправок и влиять на процедуру движения проекта поправок. Несмотря на это, решающую роль в принятии поправок играют представительный орган государственной власти и глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|