Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Учет налогоплательщиков





Учет налогоплательщиков

Учет налогоплательщиков, осуществляющих электронную предпринимательскую деятельность, миф или реальность

Автор: И. И. Бай

Сегодня бурное развитие информационных технологий становится настоящим испытанием для национальной правовой системы Российской Федерации. Крайне низкая степень реагирования российского законодательства на изменения социальных реалий приводит к возникновению большого количества пробелов в правовом регулировании.

В настоящее время все большее развитие получает предпринимательская деятельность, осуществляемая в сети Интернет. Во избежание терминологической путаницы при дальнейшем обсуждении проблемы необходимо сразу уточнить, какое содержание вкладывается автором в приведенное понятие. Условно можно выделить два вида предпринимательской деятельности, осуществляемой с применением сети Интернет.

К первому виду необходимо отнести предпринимательскую деятельность, при осуществлении которой используются информационные ресурсы и возможности сети Интернет (в целях рекламы, в качестве дополнительного инструмента сбыта продукции и пр.), однако исполнение обязательств по сделкам (передача товаров, оказание услуг, выполнение работ, расчеты) осуществляется без непосредственного применения сети Интернет.

Ко второму виду следует отнести предпринимательскую деятельность, осуществляемую непосредственно в сети Интернет. Предметом сделок в рамках такой деятельности, может выступать информационный продукт, имеющий электронно-цифровую форму (программное обеспечение, тексты, изображения, аудио-, видеозаписи и пр.). Расчеты производятся с использованием электронных платежных систем (WEBMO№EY TRA№SFER, Яндекс деньги и др.).

В качестве главного критерия различия указанных видов предпринимательской деятельности можно указать наличие возможности осуществления предпринимательской деятельности без применения сети Интернет. В первом случае такая возможность имеется, во втором – отсутствует.

Объявление:

В рамках обсуждаемой проблемы наибольший интерес вызывает предпринимательская деятельность второго вида (далее – электронная предпринимательская деятельность, ЭПД).
Темпы развития информационных технологий далеко опережают уровень правовой регламентации новых «высокотехнологичных» отношений. При этом, регулирование отношений, связанных с сетью Интернет, осложняются не только стремительностью роста глобальной сети, но и экстерриториальностью Интернет. Интернет не является объектом права и, следовательно, не имеет правообладателя ни в лице граждан и организаций, ни в лице государств, что делает невозможным установление юрисдикции, к которой относятся возникающие в сети отношения.

Более того, крайне сложную структуру имеют отношения по организации Сети, объединенные в многоуровневую систему поставщиков сетевых услуг и пользователей.
Уникальность Интернет требует и особого правового регулирования (как международного, так и национально-правового), которое не осуществляется на сегодняшний день ни в одном государстве мира.

Отсутствием эффективной системы правового регулирования сети Интернет обусловлены проблемы регламентации ЭПД, в том числе ее налогообложения. На мой взгляд, можно выделить следующие наиболее острые проблемы налогообложения ЭПД:

1.    Учет налогоплательщиков, осуществляющих ЭПД: государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, порядок постановки на налоговый учет и снятия с учета, установление места постановки на налоговый учет;

2.    Проведение налоговых проверок деятельности налогоплательщиков, осуществляющих ЭПД: место проведения проверки, истребование электронных документов, подтверждение их достоверности;

3.    Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщиков, осуществляющих ЭПД. Возможность привлечения к ответственности поставщиков сетевых услуг.

В рамках данной статьи я остановлюсь на проблеме установления места постановки налогоплательщиков, осуществляющих ЭПД, на налоговый учет, как лежащей в основе всех остальных заявленных проблем правового регулирования рассматриваемых отношений и налогового контроля ЭПД.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Как видно из приведенных положений, место постановки налогоплательщика на учет имеет важнейшее значение с точки зрения эффективности налогового контроля и налогообложения в целом.

Теперь следует заострить внимание на специфике ЭПД. Для ее осуществления не требуется наличия специального помещения (офиса), недвижимого имущества, транспортных средств. Единственным необходимым активом является портативный компьютер, который подключен к сети Интернет. Учитывая степень распространенности беспроводных типов связи, можно сделать вывод, что ЭПД «не привязана» каким-либо образом к определенной территории или объекту недвижимости, и место осуществления ЭПД может постоянно меняться.Следовательно, проведение мероприятий по налоговому контролю по месту нахождения налогоплательщика не представляется возможным.

Единственная эффективная возможность установления связи участника ЭПД с конкретным местоположением, заключается в признании местом учета налогоплательщика местонахождения сервера поставщика услуг Сети (провайдера), который обеспечивает участнику ЭПД доступ к сети Интернет. При этом применение указанного критерия выбора места постановки на учет возможно лишь при условии хранения информационного продукта, являющегося предметом ЭПД, на сервере провайдера. И даже при соблюдении данного условия, осуществление налогового контроля по месту нахождения сервера провайдера представляется весьма затруднительным, поскольку поставщик сетевых услуг не имеет непосредственного отношения к предмету деятельности пользователя, и привлечение его к участию в мероприятиях по налоговому контролю деятельности пользователя будет в рамках российского национального законодательства неправомерным. Для установления такой возможности в законодательстве должна быть закреплена презумпция ответственности провайдера за действия обслуживаемых им пользователей, что потребует комплексного изменения сложившейся системы отношений в рассматриваемой сфере.

Невозможность определения места осуществления ЭПД делает невозможным и ее учет и, следовательно, налоговый контроль в целом, поэтому ЭПД находится вне поля зрения налоговых органов. Ситуация осложняется также отсутствием комплексной нормативной регламентации электронного документооборота. Налоговыми органами принимаются подзаконные акты, регулирующие представление налоговых деклараций и иных документов в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, однако данные нормативные положения только сопровождают процесс внедрения информационных технологий в «классическую» предпринимательскую деятельность. При этом в отношении ЭПД вообще не предусмотрено каких-либо специальных требований, в том числе касающихся документооборота. Для органов государственной власти, в том числе и налоговых органов ЭПД фактически не существует.

Вместе с тем, годовой оборот Электронной коммерции составляет уже около 27 миллиардов рублей, и в отличие от налогового контроля ЭПД, который, к сожалению, пока является мифом, приведенная цифра абсолютна реальна.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >