Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Разграничение предметов ведения РФ





Разграничение предметов ведения РФ

Разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ

Автор: Е. В. Булдакова

Российская Федерация – Россия есть федеративное государство, что предусмотрено ст. 1 Конституции РФ. И для нее, как и для любой другой федерации, характерно распределение компетенции между государством в целом и его субъектами. Как известно, существуют различные системы распределения компетенции. В законодательстве некоторых стран исчерпывающе представлена компетенция федерации, а для субъектов предусмотрена остаточная компетенция. В других государствах, наоборот, по остаточному принципу строится компетенция федерации (например, США). В Российской Федерации компетенция распределяется следующим образом: исключительно федерации, совместная компетенция федерации и субъектов федерации, а также остаточная компетенция субъектов.

В Конституции РФ в соответствии с распределением компетенции предусмотрено три группы предметов ведения: исключительные предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72), предметы ведения субъектов РФ (ст. 73).

Несмотря на то, что в Конституции РФ предельно точно разграничены предметы ведения, остается ряд неопределенностей, связанных с этим вопросом. Так, например, к исключительному ведению Российской Федерации отнесено регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в» ст. 71). Но эта формулировка дает недостаточно ясное представление, о том какие именно права и свободы граждан регулируются исключительно Федерацией.

На мой взгляд, любой правовой акт в той или иной мере затрагивает права и свободы граждан. Будь то регулирование отношений в сфере уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального права, находящихся в исключительном ведении РФ, или законодательство в сфере административного, жилищного, семейного, трудового права, отнесенных к предметам совместного ведения. Будет это ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или Закон Свердловской области «О правовых актах Свердловской области» – в обоих упомянутых законах находят свое отражение законные интересы, права и свободы граждан РФ.

В таком случае получается, что принятие всех правовых актов по подобным вопросам должно регулироваться федерацией и находиться в ее исключительном ведении. Но тогда отпадает необходимость в выделении совместной компетенции и компетенции субъектов как таковой. Все законодательство в этом случае должно быть отдано в ведение федерации, а субъекты лишаются права принимать законы и иные правовые акты самостоятельно.

Российская Федерация, по мнению многих специалистов, и без того отличается достаточно высокой степенью централизованности, поскольку очень широк круг предметов ведения, предоставленных исключительно федерации. А если подойти к вопросу толкования п. «в» ст. 71 именно в вышеизложенном ключе, то ни о каком распределении компетенции говорить и не придется. Субъекты лишаться возможности самостоятельного принятия законодательства, что является одним из признаков федеративного государства. Следовательно, встанет вопрос об определении формы государственного устройства Российской Федерации.

Кроме того, в следующей статье Конституции, посвященной предметам совместного ведения, также предусматривается защита прав и свобод человека и гражданина (п. «б» ст. 72). Значит, регулирование и защита прав и свобод граждан относится как исключительному ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Тогда возникает необходимость точно определить, о «регулировании и защите» каких именно прав и свобод идет речь в 71 статье, а «защите» каких говорится в 72 статье.

О правах и свободах человека и гражданина вообще речь ведется в главе 2 Конституции РФ. В ней перечислены основные права и свободы, а также порядок их защиты. Но более полная их характеристика и порядок регулирования и защиты устанавливается отдельными законами. Например, в ст. 30 Конституции говорится о праве на объединение, но более полно оно урегулировано в ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. Все перечисленные в главе 2 права и свободы находятся в тесной связи друг с другом, поэтому зачастую сложно отделить их друг от друга. И все вместе они представляют собой полный объем прав и свобод, которыми обладает гражданин РФ.

Поскольку права и свободы граждан признаются «высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ), то решение поставленного вопроса требует неотлагательного решения. Одним из вариантов решения проблемы может стать толкование п. «в» ст. 71 и п. «б» ст. 72 Конституционным Судом. С момента принятия Конституции РФ Конституционный Суд уже неоднократно давал толкование отдельным ее положениям. Поэтому толкование компетентного органа поможет внести ясность понимания и данных положений Конституции.

Кроме того, в связи с рассмотрением проблемы о правах и свободах граждан встает об их легитимном ограничении. Так, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что ограничение может быть введено только федеральным законом. Возможность их ограничения не может быть предусмотрена актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Но зачастую случается, что права и свободы граждан ограничиваются региональными законами. Во избежание подобных случаев необходимо более детально проработать вопросы о том, в каких случаях и в каком порядке могут быть ограничены права и свободы граждан.

Федеративные отношения представляют собой очень обширную сферу, полную различного рода проблем и противоречий. И наиболее проблематичным является именно вопрос разграничения предметов ведения, и пока он не будет полностью урегулирован, по этому поводу будет все также продолжать возникать большое количество дискуссий.

 
< Предыдущая   Следующая >