Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Актуальность болонского процесса





Актуальность болонского процесса

Основы болонского процесса. Актуальность болонского процесса для России

Автор: В. А. Адоньева

Метафорой XXI в. стало выражение «глобальная деревня», в которую превращается вся планета в эпоху электронных коммуникаций, тенденций к ликвидации государственных границ, уничтожения языковых барьеров и аннулирования гигантских расстояний между континентами. Явление Болонского процесса – показательное свидетельство «сращивания» общества, по крайней мере, в пределах целого континента. 

Между странами, вступившими в Евросоюз, практически не существует границ, а в основе правовых взаимоотношений лежит «общая» Конституция Евросоюза. Активизирование Болонского процесса не просто создает образование, действующее вне политических и географических границ Европы, но и дает возможность студентам всего мира свободно пользоваться образовательными ресурсами всех стран-участников Болонского процесса.

Начало процесса можно отнести еще к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. С 1999 года, когда министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, этот движение получило название Болонского процесса. Фундаментальные принципы, на которых должна строиться вся деятельность были заявлены еще в Великой Хартии университетов.

-    Университет – элемент основы общества, который является автономным учреждением, создающим, изучающим, оценивающим и передающим культуру независимо от всех политических властей и экономического давления
-    Неразделимость обучения и исследования в университетах
-    Свобода в исследованиях и профессиональной подготовке, которая уважается как правительством, так и самим университетом
-    Отвержение нетерпимости, открытость диалогам, вследствие чего, университет становится идеальным местом для обмена знаний и подготовки для их развития как для преподавателей, так и для студентов.
-    Хранение традиций европейских гуманистов
-    Достижение универсальных знаний
-    Действие вне географических и политических границ
-    Удовлетворение жизненной потребности различных культур познавать и влиять друг на друга
-    Получается, что, практически, на общечеловеческих принципах происходит процесс интеграции образовательной системы европейского сообщества в условиях перехода от традиционной экономики материальных благ к экономике знаний и информации. В ходе этого процесса были выделены основные цели, достижение которых ожидается к 2010 году.
-    Признание университета центром культуры, знаний, научных исследований, его обязанности служить обществу в целом.
-    Непрерывное образование, носящее наднациональный характер, и воспитание о соблюдении гармонии окружающей среды и самой жизни будущих поколений, осуществляемые университетом.
-    Развитие университета, как необходимое условие развития общества и обеспечения благоприятного будущего.
-    Упрочение стабильных, миролюбивых и демократических обществ.
-    Повышение качества и престижности в мире европейской высшей школы.
-    Обеспечение международной конкурентоспособности высшего европейского образования с другими системами образования.

Огромное внимание, конечно же, уделяется средствам достижения и осуществления целей и принципов Болонского процесса, ведь определение цели и принципов – это еще половина трудоемкой работы. Механизм осуществления и применяемые средства – вот ключ к заветной двери. Только построив и проработав их, можно действительно создать ясность всей задачи и приступить к ее осуществлению. Практически во всех документах рассматриваются именно эти основные средства:

Объявление:

-    Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, а также введение европейского приложения к диплому, дающего полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки.
-    Введение системы академических кредитов (единицы трудоемкости учебного труда студента), являющейся одним из основных условий мобильности студентов, обеспечивающая прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций.
-    Обеспечение академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов, т. к. свобода обмены кадров сделает образование «живым», в таких условиях будет происходить постоянное обновление информации и быстрое ее распространение во всей системе.
-    Введение трехуровневой системы высшего образования. Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр"). Второй уровень – магистратура (степень "магистр"). Третий уровень – докторантура (степень "доктор").
-    Создание единого европейского пространства высшего образования, т. е. создание целостной системы образования, которая будет носить не индивидуально-национальный характер, а сможет стать открытой системой, доступной для представителей различных стран, желающих и обладающих возможностью получить высшее образование, вне зависимости от различных критериев. Это концепция, в которой право любого человека на образование находит реальное воплощение.
-    Создание единого европейского пространства исследований, т. е. создания системы условий для повышения уровня научно-исследовательской деятельности и развития европейской экономики как отрасли, базирующейся на научном знании.
-    Осуществление контроля качества высшего образования, как неотъемлемое условие привлекательности, доверия, высоких результатов, развития.

Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В 2002–2003 гг., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России. Еще вначале 90-х в России была внедрена двухуровневая система обучения. В 2002 году Министерство образования Российской Федерации начало крупный эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах. Федеральный Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» поддерживает развитие мобильности студентов и преподавателей.

Вследствие роста конкурентоспособности европейского высшего образования возрастет конкурентоспособность и российской высшей школы. В силу европейского признания и российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных студентов.

В соответствии с положениями Болонского процесса, российские студенты, участвующие в Болонском процессе будут получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы

Высшее образование в России станет более гибким, система двух уровней более удобна и современна. Введение такой системы образования, где первая ступень составляет три года, дает возможность в более короткий срок получить необходимые знания и официальное образование для тех, кто не собирается углубляться в науку, а желает быстрее заняться практикой.
Многие полагают, что внедрение общеевропейских стандартов разрушит лучшие традиции русского университета: его фундаментальность, связь обучения с наукой. Однако установки на фундаментальность образования соблюдаются в Западной Европе ничуть не меньше, чем в России. Развертывание Болонского процесса в нашей стране – это не копирование чужих реформ в угоду политическим целям, а, скорее всего, необходимость идти в ногу со временем, что по сути своей не должно привести к негативным результатам.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >