Россия и болонский процесс |
Россия и болонский процесс: возможности и перспективыАвтор: Д. Б. БушмелеваУстойчивое развитие России и ее вхождение в мировое образовательное пространство можно лишь при устойчивой системе образования. Добиться этой цели возможно, если в ходе реконструкции национальной образовательной системы будет сформирована высокопрофессиональная элита, которая будет определять развитие политики, экономики и культуры России XXI века. Болонский процесс берет свое начало с Всеобщей хартии университетов, подписанной 18 сентября 1988г. в Болонье в Италии ведущими европейскими государствами. Следующим ключевым событием этого процесса стала Декларация по гармонизации архитектуры высшего образования (Сорбонская декларация), подписанная в Париже в Сорбонне 25 мая 1998 г. В 1999г. тридцать три европейские страны подписали Декларацию, в которой заявили о намерении создать к 2010 году единую европейскую систему высшего образования. Основные задачи, вытекающие из данных документов: 1. Обеспечение студентам доступа к более разностороннему, эффективному и перспективному обучению, а преподавателям – обмена опытом со своими зарубежными коллегами. В сентябре 2003г. в Берлине к процессу, получившему название Болонско-го, присоединились еще семь государств, в числе которых и Российская Федерация. Российская Федерация, присоединившись к Болонскому соглашению и соответствующим иным международным актам, позволяющим включиться в единую европейскую образовательную систему, приняла на себя соответствующие этим документам обязательства. Суть обязательств состоит в том, что система российского образования должна перестроиться таким образом, чтобы европейское сообщество признало его эквивалентным своему. Мобильность профессорско-преподавательского состава, студентов и выпускников – один из основных элементов Болонского процесса, создающий возможности личного роста, поддерживающий международное сотрудничество людей и вузов. Сама перестройка образования и принятие его европейскими государствами приблизит Россию к моменту вступления во Всемирную торговую организацию. Объявление: Однако вхождение России в Болонский процесс имеет ряд негативных последствий. Например, отсутствуют необходимые внутренние нормативные акты, позволяющие России включиться в данный процесс, а отставание нормативно-правового регулирования от потребностей проводимых реформ порождает проблемы на практике. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 года № 1340-р была утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития на 2006– 2010 годы. Согласно положениям данной Концепции, вхождение в Болонский процесс нужно России для вступления в ВТО, а о том, что Болонский процесс должен стать отправной точкой развития системы российского образования как одной из приоритетных социальных сфер развития, не упоминается. Но если развитие образования в России пойдет по экономическому типу, это создаст угрозу перехода образования из социальной сферы в сферу бизнеса. На мой взгляд, Россия не готова к такому повороту, т. к. бесконтрольное развитие бизнеса в этом направлении может привести к повышению социальной напряженности и разрушению социальной системы. Говоря о принятой правительством Концепции Федеральной целевой программы развития на 2006–2010 годы, следует отметить ее декларативность, отсутствие конкретных мероприятий развития системы образования, в том числе и по вхождению в Болонский процесс. Несмотря на подписание необходимых документов, подтверждающих формальную готовность Российской Федерации к вступлению в Болонский процесс, нормативно-правовой базы пока не создано. В Концепции общероссийской системы оценки качества образования (2007) отмечается, что система эта в России только складывается, не сформулировано еще единое концептуально-методологическое понимание проблем качества и подходов к его измерению. В нашей стране начался переход на новую европейскую систему обучения, предусматривающую серьезные изменения в организации образовательного процесса: - Создание единой структуры, системы высшего образования; С подписанием Болонской конвенции России предстоит большая работа по согласованию и соизмеримости (сопоставимости) квалификаций для системы высшего образования: бакалавр-специалист-магистр и отстаиванию традиционной для нашей страны системы подготовки специалистов, преемственности использования российского образования, которое мы не можем потерять в условиях реализации Болонского процесса. Российская модель образования строится на двух принципах, первый из которых – фундаментальность, интеграция науки и образования, второй – опора на научные школы. Болонское соглашение не предусматривает за три года обучения получение фундаментального образования. В традициях советской и российской высшей школы каждый диплом это хотя бы отчасти, но самостоятельное научное исследование. В Болонском процессе «магистр» становится учебной степенью, которая будет даваться за определенное количество пройденных студентом часов. А что будет с нашей докторской степенью? Ректор МГУ В. А. Садовничий полагает, что к 2010 г. в России может быть отменена докторская степень. Анализируя предложенную общеевропейскую систему образования, ее новые идеи и цели, ученые полагают, что России необходимо взять оттуда все лучшее и сохранить фундаментальное образование. Но я думаю, достичь этого невозможно. С переходом на двухуровневую систему образования неизбежна потеря тех особенностей, которые формировали классическое фундаментальное российское образование, долгое время так ценившееся в Европе. А принесет ли участие в Болонском процессе желаемые результаты, покажет время. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|