Трансграничная несостоятельность |
Процессуальные особенности трансграничной несостоятельностиАвтор: Н. А. ОреховВ современном мире наблюдается резкое увеличение международной экономической активности субъектов предпринимательской деятельности, производство товаров и услуг все более приобретает интернациональный характер, ежегодно в несколько раз возрастает приток иностранных инвестиции в государствах. На практике возникают существенные процессуальные трудности при банкротствах с участием иностранного элемента, прежде всего, в следующих ситуациях: кредиторы являются иностранными лицами; В отечественной литературе по международному частному праву под трансграничным банкротством (несостоятельностью) понимается совокупность коллизионных, с одной стороны, и материально – и процессуально-правовых норм- с другой стороны, регулирующих особенности проведения производства по делу о несостоятельности с иностранным элементом (институт «особого рода» – sui generis). Актуальность разрабатываемой темы подкрепляется намерением законодателя подвергнуть нормативному правовому регулированию несостоятельность физических лиц. Объявление: Несмотря на многочисленные попытки решить сложные проблемы транснациональной несостоятельности (далее – ТГН) на международном уровне, основную роль в этой области продолжают играть национальные системы. Для российской правовой науки понятие ТГН является совершенно новым, а для нормативных актов России – абсолютно неизвестным. Основу института ТГН составляют его принципы – основополагающие идеи. Принцип территориальности основан на государственном суверенитете и означает, что одно государство не в праве вторгаться в пределы суверенитета другого государства, в том числе и при производстве по делам о ТГН2. В соответствии с данным принципом производство по делу о ТГН может осуществляться исключительно в рамках одного государства. Данная концепция лежит в основе параллельных производств, когда одновременно возбуждаются не связанные между собой производства в разных государствах, отсутствует их разделение на основное и вспомогательные. Принцип универсальности в отличие от принципа территориальности, предполагает единое производство по делу о ТГН, в соответствии с которым производство возбуждается и реализуется в одном месте, охватывает имущество должника, расположенное в разных странах. Суть принципа взаимности состоит в признании зарубежных производств государством при наличии взаимного признания производств, возбужденных в нем. Принцип единства конкурсного производства означает, что в отношенииодного должника открывается только одно конкурсное производство независимо от степени усложненности иностранным элементом. Ни одна из систем не применяется государствами во всей их последовательности, применяется либо «ограниченный универсализм», либо «ограниченная территориальность»2. В науке предлагаются несколько моделей ТГН, разработанных на основе принципа единого производства. В частности Степанов В.В. предлагает 2 варианта такого регулирования для СНГ: принятие модельного закона либо заключение международного соглашения о ТГН.3. Модели определения международной подсудности, содержащиеся в имеющихся на сегодняшний день международных актах, пытаются унифицировать правила так, чтобы производство открывалось в месте, где потенциально сосредоточен максимум активов должника. Это центр основных интересов должника либо территория, на которой находится имущество должника, либо центр основных интересов должника (место нахождения согласно учредительным документам). Признание в деле о ТГН – процедура, в ходе которой иностранное государство соглашается с правовыми последствиями производства по банкротству, открытого в другом государстве. В отношении признания и приведения в исполнение Россией решений иностранных судов по делам о несостоятельности специальное регулирование отсутствует и сводится к закреплению в ст. 1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» принципа взаимности, который применяется при отсутствии международного договора (принцип конвенциональной экзекватуры). В настоящее время международные соглашения по рассматриваемому вопросу немногочисленны и заключены лишь между отдельными государствами (например, Регламент Совета ЕС №1346/2000). У Российской Федерации отсутствуют соглашения (договоры) о признании и приведении в исполнение иностранных судебных постановлений по делам о несостоятельности. Сделанные в данной работе выводы не претендуют на бесспорность и однозначность содержащегося в них решения обозначенных проблем. Это объясняется тем, что в основе становления института трансграничной несостоятельности в праве любого государства лежат, прежде всего, экономические и социальные предпосылки, сформированные исторически. Так, в разных странах существуют правовые системы банкротства с различной направленностью: продолжниковой, прокредиторской, нейтральной. Я пришел к следующим выводам. Прежде всего, требуется закрепление в межгосударственном акте и неукоснительное соблюдение принципов ТГН. Стержневыми, по моему мнению, являются принципы: par condition creditorum (равенства кредиторов), универсальности, взаимности, единства конкурсного производства. Указанные принципы ТГН взаимосвязаны и взаимообусловлены, однако, несмотря на ключевое значение, на сегодняшний день их применение достаточно затруднительно. Целесообразно, по крайней мере, отказаться от принципа территориальности как такового. Место возбуждения основного производства о ТГН, должно определяться в зависимости от центра основных интересов должника. Считаю целесообразным, понимать под таковым место нахождения согласно учредительным документам. Это позволит избежать споров о компетенции. При признании полномочий иностранного управляющего был бы прогрессивным отказ от принципа экзекватуры и переход к автоматическому признанию решений о назначении иностранного представителя. Особое внимание следует уделить процессуальным вопросам ТГН в рамках СНГ. Считаю, что будет обоснованным принятие СНГ правового акта по ТГН на основе принципа единого производства, что станет серьезным шагом на пути правовой интеграции государств СНГ, существенно облегчит процедуры банкротства союзных государств, обеспечит большую правовую определенность, повысит степень доверия входящих в СНГ государств, укрепит единое экономическое пространство СНГ. Принятие вышеуказанных предложений требует серьезного изменения российского процессуального законодательства, а также внесения изменений в Закон РФ о несостоятельности (банкротстве). Оптимальным на сегодняшний день разрешением данного вопроса является заключение международных соглашений о компетенции, признании и приведении в исполнение иностранных решений, на уровне сообществ государств со схожими правовыми системами (к примеру, с Европейским Сообществом, в рамках СНГ). Т.к. глобальная правовая интеграция в столь короткие периоды крайне трудно осуществима в условиях низкой степени доверия между государствами. Кроме того, в случае заключения соглашения между большим числом государств-участников потребуется учет особенностей каждого государства и значительное время для ратификации соглашения в каждом из них. В качестве радикального решения можно предложить создание международного суда по делам о банкротстве трансграничных компаний (лиц). Несомненно, такой шаг требует значительных усилий и разрешения нового комплекса коллизионных вопросов. Между тем, создание такого органа могло бы решить проблему доверия между государствами в случаях признания полномочий управляющего и признания и приведения в исполнение решений по делам о банкротстве. Думается, что решения такого суда должны признаваться автоматически, а деятельность его должна осуществляться на основе выше указанных принципов ТГН. В условиях современных информационных технологий такое решение процессуальных проблем ТГН не должно исключаться. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|