Предоставление пособия по безработице |
Предоставление трудящимся-мигрантам пособия по безработицеАвтор: Е. А. СилкинаОдним из признаков трудящихся-мигрантов является временное занятие трудовой или иной деятельностью, приносящей доход, в том числе выполнение работ по гражданско-правовому договору, индивидуальное предпринимательство. Однако трудовые, либо гражданско-правовые отношения, приносящие мигранту заработок, могут прекратиться. Оказавшись в (чужой) стране, а возможно и не зная языка государства пребывания, трудящийся-мигрант оказывается в социально незащищенном положении. Органы службы занятости в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ» оказывают гражданам помощь в трудоустройстве. Право на содействие трудовой занятости нужно трактовать как право на государственную помощь в получении работы или необходимой подготовки для этого. В период нахождения лица в качестве безработного ему выплачивается пособие по безработице. В связи с особым статусом трудящегося-мигранта возникает вопрос: может ли такое пособие быть назначено мигранту, прибывшему в Российской Федерации для занятия трудовой или иной оплачиваемой деятельностью, но утратившему работу? Сложно ответить на данный вопрос однозначно. Во-первых, потому, что нет специальных правил, предусмотренных для мигрантов. Во-вторых, защита от безработицы гарантируется Конституцией, а задача обеспечения граждан работой – одна из важнейших для России как социального государства. Можем ли мы расширительно толковать понятие «гражданин» в данном случае, включая в него иностранных граждан, апатридов? Означает ли это уравнивание в правах и обязанностях российских работников и мигрантов? Думается, Россия берет на себя в таком случае международные обязательства, причем не обязательно взаимные. В таком случае целесообразно заключать двусторонние договоры о социальной помощи, предусматривающие либо взаимное предоставление пособий по безработице гражданам договаривающимися государствами, либо компенсацию государством выезда сумм, выплаченных государством пребывания гражданину, прибывшему из государства выезда. В настоящее время действующих международных правовых актов Российской Федерации в данной сфере просто нет. Имеются не вступившая для России в силу Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.), Рекомендации МОТ от 1 июля 1949 г. № 86 «О работниках-мигрантах», от 24 июня 1975 г. № 151 «О работниках-мигрантах», Рекомендательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ», утв. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, по которым пособие выплачивается государством пребывания всем мигрантам, утратившим работу и заработок, причем статус безработного присваивается государством выезда. Сегодня нет закона о трудящихся-мигрантах. Объявление: Ст. 6 закона «О занятости населения в Российской Федерации» распространяет действие законодательства о занятости не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан и апатридов. В совокупности с тем, что иные федеральные законы и международные договоры Российской Федерации не содержат ограничений на предоставление пособия по безработице мигрантам, делаем вывод о том, что пособие по безработице мигрантам должно выплачиваться. Ввиду того, что признание безработным в России осуществляется в соответствии с национальным законодательством, статус безработного определяется Российской Федерацией, – государством пребывания. Данное положение отличается от принятых рекомендаций, однако может быть изменено международным договором. Для получения права на пособие по безработице мигрант должен быть зарегистрирован в качестве безработного согласно нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 г. Юридическое состояние безработного возможно при совокупном наличии следующих условий: трудоспособность, отсутствие работы и заработка (дохода), регистрация в целях поиска подходящей работы, поиск работы, готовность приступить к ней, а также нетрудоустроенность в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. Необходимое условие для регистрации в целях поиска подходящей работы – это отсутствие заработка (дохода). В качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Не считается заработком доход от продажи имущества по разовой сделке, такой как продажа дара, унаследованного имущества и др. Лицо, признаваемое безработным, должно иметь физическую возможность осуществлять трудовую деятельность, то есть быть трудоспособным. В этой связи не может быть признано безработным лицо, не достигшее 16 лет. Однако не утратившие в полном объеме способность к труду инвалиды согласно закону о занятости могут признаваться безработными (они дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда). Оставшиеся два условия-признака характеризуют уже зарегистрированного в целях поиска подходящей работы лица, и характеризуют действия безработного лица по поиску подходящей работы, то есть имеют сопутствующий характер. Итак, поиск работы подразумевает желание неработающего найти работу, совершение действий, направленных на нахождение работы, явку в установленные органами занятости сроки для знакомства с работой, рассмотрение вариантов подходящей работы. Отказавшееся от двух подходящих работ в течение 10 дней лицо утрачивает статус безработного и право на соответствующее пособие. Из факта поиска работы безработным вытекает еще один признак безработного лица: отсутствие предложений подходящей работы от органов занятости. Неработающий должен рассматривать предложения работы, а если не является для их рассмотрения, либо отказывается от них, то он не будет признан безработным. Надо отметить, что закон не обязывает граждан, а в том числе и мигрантов, искать работу самостоятельно, поэтому предложение подходящей работы должно исходить от органов службы занятости. При наличии указанных условий и признаков мигрант с момента принятия решения о регистрации его в качестве безработного имеет право на получение пособия по безработице. Поскольку мигрант в связи с потерей работы не может обязываться к немедленному выезду с территории страны, РФ заинтересована предоставить ему работу, однако существуют недостатки правового регулирования содействия занятости мигрантов, затрудняющие на практике трудоустройство, возникают процессуальные вопросы. Поэтому необходимо издать нормативный акт, детально регулирующий процедуру признания безработным и регистрации мигрантов в целях поиска подходящей работы. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|