Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Полномочия прокуроры





Полномочия прокуроры

Некоторые проблемы, повлеченные изменением полномочий прокурора

Автор: В. А. Басов

Федеральным Законом РФ от 05.06.2007 были внесены изменения в Уголовно-Процессуальный Кодекс и Закон и Прокуратуре. Изменились полномочия прокурора в отношении органов дознания и следствия. В моих беседах с действующими работниками прокуратуры они указывали на то, что полномочия прокурора в действующей редакции УПК РФ фактически лишили его возможности влиять на ход следствия. Это легко может быть доказано сопоставлением действующей и отмененной редакций статьи 37 УПК РФ. Так, ранее часть 2 статьи 37 УПК закрепляла такие полномочия прокурора в отношении следователя:

Участие в предварительном расследовании и дача указаний о направлении расследования (пункт 3); Дача согласия следователю на возбуждение уголовного дела (пункт 4); Дача согласия следователю на производство процессуальных действий, которые допускаются по судебному решению (пункт 5); Разрешение отводов, заявленных следователю и его самоотводов (пункт 6); Отстранение следователя от дальнейшего производства расследования при допущенных ими нарушениях УПК (пункт 7); Отмена необоснованных постановлений следователя (пункт 10). На практике лишение прокурора данных полномочий породило многочисленные затруднения в работе следственных органов.

В частности, отстранение прокурора от производства предварительного расследования лишило следственные органы поддержки опытных прокурорских работников, которые могли бы оптимизировать производство расследования, направить его в верное русло и указать необходимые процессуальные действия. На практике, однако, работники следствия продолжают обращаться за указаниями к прокурорским работникам. Аналогичным образом обстоит дело с возбуждением уголовного дел и, с производством процессуальных действий, допускаемых на основании судебного решения. В этих случаях следователи также обращаются к прокурору неофициальным порядком. По словам работников прокуратуры, это делается, чтобы в дальнейшем прокурор не вернул следователю дело для производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения или квалификации действий обвиняемых, либо пересоставления обвинительного заключения. Можно констатировать, что проблема с указанными полномочиями хотя и решена фактически, однако существует на законодательном уровне. Однако лишение прокурора полномочия отстранять следователя от производства расследования в новой редакции УПК, при наличии права направлять соответствующее требование руководителю следственного органа нередко приводит к неоправданному затягиванию расследования.

Новая редакция сохранила полномочия прокурора в отношении органов дознания – в пунктах 4, 5, 6, 9, 10 части 2 статьи 37 УПК. Сохранены и дополнены полномочия прокурора по уголовному делу, направленному дознавателем прокурору с обвинительным актом, предусмотренные статьей 226 УПК. Кроме того, на прокурора возложена обязанность по проверке законности и обоснованности выдвинутого дознавателем подозрения лица в совершении преступления – новая редакция включает не существовавшую ранее статью 223.1. Но с учетом того, что дознание производится по делам небольшой и средней тяжести, можно, как представляется, сказать, что оставление в подведомственности прокуроров только незначительных по общественной опасности дел – суть нерациональное использование квалифицированных прокурорских кадров.

Наконец, нельзя обойти вниманием тенденцию перманентного реформизма органов следствия – сейчас в Государственной Думе активно обсуждается вопрос о создании единой Федеральной Службы Расследований. К ее компетенции планируется отнести наиболее важные дела, имеющие государственное значение, а «рутинные» дела отдать в компетенцию дознания. Несмотря на то, что укомплектовать новый орган планируется изъятием следователей из всех правоохранительных органов, передача значительного числа дел в органы дознания повлечет увеличение штатов этих органов. Непонятно также стремление постоянно реформировать нормально работающие правоохранительные органы. На мой взгляд, более рациональной мерой было бы восстановление прокурорского надзора в полном объеме.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >