Актуальные проблемы государства |
Актуальные проблемы государства. КоррупцияАвтор: А. В. КрамаренкоКоррупция является спутником государства. Это понятие теперь нужно рассматривать не как актуальную проблему и древнейших цивилизаций, и современных демократических государств, а, прежде всего, как свойство власти. В своей работе я хотел бы подчеркнуть безвыходность нынешнего положения, и что, по моему мнению самое важное, наиболее эффективные методы борьбы с коррупцией. Итак, коррупция – подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы коррупции: взяточничество, подкуп, протекционизм и другие. Сейчас достаточно трудно отследить реальную ситуацию и в России, и в мире. Средства массовой информации не перестают освещать те или иные скандалы, связанные с коррупцией. В обществе складывается негативное мнение о государственной власти, чиновниках и лицах наделенных властными полномочиями, государственная служба ассоциируется с возможность нажиться на населении. Мы наблюдаем крайне острое положение дел в странах «третьего мира», а так же бывшего СССР, в частности РФ. В нашем случае положение усугубляется наличием не только теневой экономики и развитого бюрократического аппарата, но и правового нигилизма населения. Мнения о том, что «взятки берут все», «без взятки нельзя обойтись» твердо укоренились в сознании населения. К сожалению, даже демократическая система не может успешно противостоять коррупции. На мой взгляд, коррупция – это анти государственное свойство власти (аппарата государства), состоящее в приоритете личных интересов над социальными, через личное материальное обогащение государственных и муниципальных служащих. В моем определении я поставил на первый план постоянных характер данного явления, который в последствии и перерастает в свойство, или даже признак аппарата государства. Коррупция и бюрократизм ставят на первый план личные интересы, а интересы государства, а значит и общества остаются не только без должного внимания, но и зачастую им наносится серьезный ущерб. Человечество вело борьбу с коррупцией с момента появления первого государства и посей день. Методы и средства были различны, но результат один – коррупция жила, живет и, по-видимому, будет жить. Если обратиться к уголовному кодексу Российской Федерации, то сейчас преступления, подпадающие под понятие коррупция, относятся к преступлениям против государственной власти (ст. 285, ст. 286, ст. 290, ст. 291, ст. 292). Конечно, государство ведет борьбу с «нечистыми на руку» чиновниками, но что делать, если эту борьбу ведут такие же «нечистые на руку» лица. Получается замкнутый круг, оковы на шее у общества. А как освободить человечество из этих оков пока никто не придумал. Все существующие методы и средства, на мой взгляд, лишь ослабляют петлю, но не разрушают виселицы. Итак, обратимся к составляющим коррупции. Для ее существования необходимо: Объявление: 1 – Чиновник, готовый взять материальное благо. 1. Активная пропаганда в СМИ. Она должна создать в обществе некий моральный ценз, через который нельзя переступать. Понятия дача взятки и коррупция должны вызывать отвращение и общественное осуждение. В рамках работы СМИ провести не только агитацию за честную беспринципную работу государственного аппарата, но постоянные показательные судебные процессы над проворовавшимися чиновниками. 2. Расширение полномочий прокуратуры. Полномочия прокуратуры, как надзорной инстанции должны быть расширены. Ввести полную подотчетность имущества и доходов, в особенности источников доходов не только государственных и муниципальных служащих, но и их семей и близких родственников. Деятельность властных органов должно быть прозрачна, а решения обоснованы. Причем количество надзорных инстанций должно быть значительно уменьшено. Избранный президент Д. А. Медведев на одном из своих последних выступлений обнародовал «страшные» цифры: малому бизнесу необходимо пройти проверку в более чем 40 контролирующих организаций, чтобы начать деятельность. А ведь утверждать, что все они работают честно, никто не может. 3. Ужесточить систему наказаний. На уровне федерального законодательства сделать наказания за преступления против государственной власти более суровыми, а значит не только справедливыми и неизбежными, но и устрашающими. Причем даже малые размеры не должны быть оправданием. Лично я считаю, что должна присутствовать обязательная конфискация всего имущества, без права на продолжение данной деятельности в будущем и, конечно же, лишение свободы. Конечно, эти меры может и не решат всех проблем, но фактически чиновники будут бояться брать/давать взятки, а значит стоимость подкупа резко увеличится, тем самым сократится круг лиц, имеющих возможность материального воздействия на государственный аппарат. Причем нужно детально проработать реформу, дабы привлекать к уголовной ответственности не только мелких посредников, но и заказчиков, и организаторов, и в особенности виновных лиц высшего руководящего аппарата. В современном мире взяткодателями зачастую являются не только физические, но и юридические лица, в отношения которых я предлагаю вводить частичную национализацию/конфискацию имущества или достаточно серьезный штраф, размер которого должен быть привязан к размеру движимого и недвижимого имущества юридического лица, таким образом, в уголовном праве Российской Федерации должен появиться новый субъект – юридическое лицо, как это принято во многих странах (Франция, Казахстан и др.). Кроме того к ответственности должны привлекаться как руководитель юридического лица, так и его собственник. Все эти меры должны воспитать в каждом элементе государственного аппарата чувство социальной ответственности, неприемлемости всех проявлений коррупции, в тоже время в обществе не должно возникнуть социальной напряженности и ощущения ограничения прав, тоталитарного государства и состояния постоянной опасности. Чувства защищенности и боязни государственного принуждения различны, важно не перейти тонкую грань между ними, ибо свобода далась нашему народу слишком дорого, чтобы ее отбирать. Государство должно быть социальным DE FACTO, а не только DE JURE! Итак, если провести проекцию на сферу образования, то сейчас в Российской Федерации проходит реформа, направленная, на мой взгляд, не на повышение качества образования, а на увеличение объективности оценки знаний. В скором времени на всей территории России будут введены экзамены в форме ЕГЭ. Различные тестирования вводятся повсеместно, не только в среднем, но и в высшем образовании. Я считаю, что эта реформа является средством борьбы с коррупцией в системе образования. Большинство населения воспринимает эту реформу не только не необходимой, но и наоборот вредоносной, разрушительной. Конечно, нельзя судить категорически и бросаться в крайности: и в реформе, и в советской системе образования есть объективные плюсы и минусы. Одно точно – это коррупция, именно она послужила основной причиной этой реформы. Виновна же в этом человеческая природа, которая есть в каждом из нас. Ее не оштрафуешь и не посадишь в колонию строгого режима. Только мораль и высокая правовая культура могут остановить произвол, взяточничество и подкуп. К примеру, в Костанайском социально-техническом университете (республика Казахстан) открыто заявляют, что коррупции в этом ВУЗе нет. По словам ректора, преподаватель полностью лишен возможности влиять на оценку студента, т. к. его функции ограничиваются передачей знаний на лекциях и семинарских занятиях, а все студенты сдают все экзамены и зачеты посредством компьютерного тестирования. Но разве это правильно? От студентов КСТУ поступают жалобы о том, что их не учат разговаривать и в самостоятельную жизнь они выходят не подготовленными. Качество образования снижается. Такова цена поспешной борьбы с коррупцией! А разве ее там нет? Ключи к тестам также просто купить, а допускает к экзамену опять же преподаватель. Проблема не решена. На мой взгляд такая форма оценки превращается в постановку креста в нужном месте. Говорят, что в споре двух юристов присутствует три верных мнения, а что уж говорить о толковании нормативных актов, то как все это можно вместить в единственно верный вариант ответа, квадратик на плоском экране. В идеале мы должны культивировать правовое воспитание, государство должно постоянно повышать уровень правовой культуры общества, без усиления и ужесточения аппарата государственного принуждения. Это реформирование не пройдет мгновенно, но правовое решение этого вопроса будет гораздо эффективнее силового. Конечно, истина в сочетании метода «кнута и пряника», но ни при каких обстоятельствах государство не должно забывать о своем народе. В обществе не должно складываться негативных мнений о государственном аппарате, а политика властей не должна представляться полицейской и тоталитарной. Разрешая эту вечную проблему государство не может и не должно забывать о правах и свободах своих граждан, о целях и последствиях такой борьбы. Нужно помнить, что за каждым законом стоят судьбы людей, которые нуждаются в государственной защите. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|