Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Аспекты интеллектуальной деятельности





Аспекты интеллектуальной деятельности

Этические аспекты интеллектуальной деятельности исследователя

Автор: Ахметова Д.З.

Этика как научная область занимается исследованием мотивов человеческой деятельности.
Первоначальный смысл слова « этика» – поведение, соответствующее обычаям, ставшее нормой или законом благодаря привычке, традиции и принятым в обществе нормам приличия. Этика есть совокупность социально наследуемых, передаваемых от поколения к поколению норм, которые определяют поступки человека.

В современной экономической науке господствует догма, согласно которой целью общества является достижение высоких темпов экономического развития, обуславливающих рост богатства нации, однако необходимо помнить, что цель формируется моралью. Известный физик Пуанкаре заметил, что разум может сказать нам, к каким результатам приведут те или иные действия, но он не может сказать, к чему стремиться. Мораль показывает, какую цель мы должны преследовать. Задачей науки является нахождение средств для ее достижения.

В современных условиях актуализировалось расхожее выражение «Цель оправдывает средства». Карьерноустремленные личности, оправдывая свои поступки спецификой рыночной экономики, достигают желаемого любой ценой, порою – подкупа, предательства, мошенничества, манипулирования. Действительно, не всегда можно подвести законодательную основу под те или иные поступки человека и определить с точки зрения существующих законов – нравственны ли они (поступки) или нет. Порою мы сталкиваемся в научной среде с нестандартными подходами и взглядами на предмет научной этики. Например, научный руководитель учит своего ученика (соискателя) наращивать количество публикаций, подсказывая кратчайший путь: дескать, можно менять только названия статей, не меняя содержания, по три раза опубликовать одно и то же, но с разными названиями. При этом как пример приводит собственную технологию научного творчества. Поистине сюжет для фельетона! Наиболее актуальным в наше время стало использование материалов Интернета в статьях исследователей, поэтому очень часто публикации представляют собой плагиат: содержат не только одинаковые мысли и идеи, но и повторяют текст.

Воспитание исследовательской культуры должно начинаться с ранних лет, еще в процессе обучения в школе. К сожалению, у современных выпускников российских школ все ниже и ниже опускается уровень грамотности и навыки написания творческих работ. Этому также способствует повальный переход к системе ЕГЭ, когда контроль и проверка знаний ориентированы преимущественно на выявление уровня запоминания информации. При этом во многих европейских школах и вузах тестирование преимущественно используется только для выявления промежуточных знаний, отдается предпочтение «эссе», представляющему собой рассуждения, размышления, анализ, что позволяет проверить не только уровень знаний, но и нравственные установки, духовную сферу, развитость речи. Безусловно, очень важно, чтобы молодого (начинающего) исследователя научный руководитель (ученый) направлял в правильное русло. В связи с этим вспоминаю своих наставников – ученых с большой буквы – Б.З. Вульфова, М.М. Плоткина, И.Я. Лернера, З.И. Равкина, Е.С. Полат, которые призывали к чистоте не только творческих продуктов, но и помыслов. Го д ы учебы в аспирантуре Российской академии образования, совместные исследования с учеными лаборатории инновационных учебных заведений сформировали убеждение в том, что конъюнктурное отношение к науке разрушает личность исследователя и иссушает творческие способности, если выражаться еще точнее, развращает ученого.

Формирование чистоты научных трудов стало актуальной задачей для организаторов дистанционного обучения несколько лет тому назад. Мы изучили прежде всего федеральный «Закон об авторских и смежных правах», выявили уровень допустимого использования ранее написанных трудов авторов-разработчиков пособий. Было проведено множество семинаров с преподавателями-разработчиками учебно-практических пособий (УПП) и с редакторами пособий. Основная ответственность за качество пособий и их оригинальность возложена на кафедры и заведующего кафедрой. Без протокола заседания кафедры об экспертизе УПП работы не принимаются. В настоящее время процесс создания и подготовки УПП для использования в учебном процессе дистанционной формы обучения проходит длинный путь: заключение договора с авторами на написание пособия; подготовка рукописи УПП; экспертиза пособия на заседании кафедры; представление рукописи и экспертиза его специалистом по УПП; консультации со специалистом по мультимедиа-технологиям для завершения подготовки пособия, т.е подготовки гиперссылок и мультимедиа-вставок; окончательная экспертиза пособия директором ИДО, подпись на оплату пособия; редактирование; перевод пособия в HTML формат, верстка; подготовка и установка мультимедийных элементов и гиперссылок; окончательная экспертиза и запись текста на CD, размещение в защищенной части виртуального университета http://vueml.openet.ru в системе Интернет.

Объявление:

Многие кафедры ответственно относятся к этой работе, поэтому вполне естественно, что наши УПП (их разработано к настоящему времени около 230 для специальностей высшего профессионального образования «Финансы и кредит», «Юриспруденция», «Педагогика и психология», «Менеджмент организации: гостиничный и туристический бизнес» и для экономико-правового колледжа по специальностям «Правоведение», «Гостиничный и туристический бизнес», «Экономика и бухгалтерский учет», «Прикладная информатика в экономике», «Маркетинг») могут претендовать на уровень учебника для студентов. Подтверждением этому является присвоение грифов базовых УМО Российской федерации учебным пособиям, таким как: «История образования и педагогической мысли», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения» (авторы Д.З. Ахметова, В.Ф. Габдулхаков), «Возрастная психология» (Н.В. Ванюхина). Учебное пособие «Теория и методика воспитания» (авторы Д.З. Ахметова, В.Ф. Габдулхаков) удостоено диплома в номинации «Комбинированная книга» в Первом Приволжском региональном конкурсе на лучшее вузовское учебное издание «Университетская книга – 2007».

В институте создана система приема УПП от преподавателя на основе договора, в котором зафиксированы права и обязанности автора и вуза. Это такие пункты, в которых констатируется, что автор является обладателем авторского права на текст учебного пособия, автор передает пользователю за фиксированное авторское вознаграждение на имущественные права: право использовать произведение в соответствии с его назначением; пользователь уплачивает автору авторское вознаграждение; автор обязан передать пользователю произведение в форме машинописного текста лекционных материалов, гарантировать, что переданное произведение является оригинальным произведением автора, не заимствованным из какого-либо стороннего источника; пользователь обязан выплатить автору вознаграждение, предусмотренное договором.

Безусловно, никакие устрашающие или сдерживающие законы не смогут охватить весь спектр проблем, связанных с чистотой творчества того или иного автора, и эта проблема является вечной и древней, как и история развития самого человека. Многое зависит от моральных ус тоев личности, воспитания, научной школы, в которой формируется ученый, от наличия или отсутствия творческих способностей, и, в конце концов, от совести, сформированность которой вряд ли можно измерить на весах Фемиды.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >