Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Правозащитная деятельность экспертного соообщества





Правозащитная деятельность экспертного соообщества

Правозащитная деятельность парламентского экспертного соообщества по защите авторских прав научно-технических работников

Автор: Добрынина Т.В., Севостьянов В.Л.,Хавкин А.Я.

В прошедшем году по инициативе Парламентского Центра «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность» 10 октября 2006 г. в Центральном Доме ученых РА Н была проведена конференция работников РА Н и научных организаций России по теме «Гражданские права научных и инженерно-технических работников: правовые и социальные аспекты». В конференции приняли участие депутаты Госдумы РФ, известные ученые и специалисты в области авторского права. Было заслушано более 20 докладов, посвященных различным аспектам влияния правовой защиты авторских прав в научных произведениях на развитие российского общества.

В мировых экономических отношениях в последние годы наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли торговли высокотехнологическими товарами и услугами, правами на объекты интеллектуальной собственности в общем объеме коммерческого оборота. Уж е сейчас емкость этого рынка существенно превышает объемы мировой торговли первичным (необработанным) сырьем и энергоресурсами, составляющими основу российского экспорта. Это означает, что при изменении мировой конъюнктуры (например, при существенном снижении цен на нефть) наша страна понесет тяжелый урон.

Этап рыночных преобразований в России за последние 15 лет развеял многие социально-политические иллюзии, бытовавшие в советском обществе, и прежде всего – в среде интеллигенции. Среди них был развеян и миф о том, что рыночные преобразования сами по себе ведут к широкому внедрению достижений научно-технического прогресса, что усиливает роль в обществе производителей новых знаний и технологий и вызывает соответствующий подъем их благосостояния. Оказалось, что в условиях ориентации на доходы от экспорта необработанного сырья и топливно-энергетических ресурсов, фундаментальные исследования и высокие технологии становятся экономически невостребованными.

Приходится отметить, что к началу в нашей стране экономических реформ научно-техническое сообщество оказалось не готово к эффективной защите своих исконных интересов. В начале 90-х годов прошлого века в России на подавляющем большинстве предприятий отсутствовала адекватная оценка нематериальных активов и даже не был налажен эффективный учет объектов интеллектуальной собственности. Поэтому неудивительно, что в процессах приватизации не только государство, но и предприятия-разработчики часто теряли права на значительные научные и технологические достижения. Западные гранты отдельным ученым и специалистам (часто рекламировавшиеся и за рубежом, и в отечественных СМИ чуть ли не как гуманитарная помощь) нередко на деле оказывались «троянским конем», целью предоставления которого являлось фактически дармовое овладение результатами научно-технической деятельности, являвшимися плодом длительного совместного труда больших коллективов специалистов (что потребовало бы от западных компаний в случае самостоятельной разработки значительно больших затрат).

К настоящему времени ситуация мало изменилась в положительную сторону. В стране по-прежнему отсутствует цивилизованный рынок объектов интеллектуальной собственности, а авторские и смежные права российских разработчиков систематически нарушаются. Имеют место рейдерские захваты учреждений науки и высокотехнологичных предприятий, осуществляемые главным образом с целью завладения недвижимостью этих организаций (земельными участками и нежилыми помещениями).

Объявление:

Ущербность российского законодательства в отношении прав на результаты научно-технической деятельности дополняется негативной правоприменительной практикой, свидетельствующей об игнорировании даже нынешних правовых норм в сфере авторского и смежных прав.

На международной арене национальные интересы России по-прежнему активно попираются. Так, уже на рубеже веков в США были зарегистрированы права американского правительства на более чем 1000 разработок военного и двойного назначения, авторами которых были специалисты из бывшего СССР. Это свидетельствует также и о том, что существующая правовая база не обеспечивает в достаточной степени защиту прав российской стороны на научный приоритет (кстати, по мнению ряда авторитетных специалистов, это препятствует соответствующей оценке достижений отечественных ученых, что проявляется, например, при присуждении Нобелевских премий).

С учетом важности затронутых выше проблем, одним из важнейших направлений правозащитной деятельности в нашей стране должна стать защита законных прав творческих работников-создателей интеллектуальных ценностей. Эти права отнесены к важнейшим правам человека основополагающим международным документом – «Всеобщей Декларацией прав человека», принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А от 10 декабря 1948 г. Статья 27 этого документа гласит: «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является». Защита прав интеллектуальной собственности предусматривается и статьей № 1 принятого в Париже 20 января 1952 г. Дополнительного протокола к «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», принятой в Риме 4 ноября 1950 г.

В конце 2006 г. Государственная Дума РФ приняла часть четвертую раздела VII Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Этот документ вызывает существенную критику со стороны научного сообщества. В частности, ряд специалистов указывает на то, что в этом документе отсутствуют четкие правовые положения, защищающие авторские права в научных произведениях.

На наших глазах подтверждается старый принцип: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Именно научное сообщество жизненно заинтересовано в том, чтобы громко декларируемые намерения государственного руководства перевести экономику страны на рельсы инновационного развития не остались лишь звучными лозунгами, чтобы, как это в нашей стране уже не раз бывало, «весь пар не ушел в гудок». Работникам науки пора осознать свои общие интересы и сообща выступить в их защиту.

Важнейшим аспектом построения современного гражданского общества является широкое привлечение органами государственной власти представителей общественности к процессам разработки и экспертизы важных государственных решений и документов, прежде всего законодательства. В нашей стране такое сотрудничество находится еще на начальном этапе становления, поэтому заслуживает максимального внимания уже накопленный положительный опыт. В этом отношении показательна деятельность некоммерческого партнерства экспертов Федерального Собрания РФ – Парламентского Центра «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность». Наш Парламентский Центр был создан в 2001 г. по инициативе ряда депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, парламентариев ряда законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, а также ведущих парламентских экспертов. Важнейшей целью нашей деятельности является содействие переходу страны на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на эффективном использовании интеллектуального потенциала и накопленных знаний. Основная задача организации – экспертно-консультацион ная поддержка работы депутатского корпуса Российской Федерации и ее субъектов при рассмотрении вопросов, связанных с развитием науки и технологий, защитой российской интеллектуальной собственности. В правовой сфере ставится задача достижения сбалансированности прав и законных интересов всех субъектов правоотношений в области разработки и использования результатов научно-технической деятельности, включая государство.

При нашем Парламентском Центре были созданы специализированные Экспертные Советы по ключевым для нашей страны направлениям развития научно-технического прогресса. Перед Экспертными Советами стоят задачи экспертного сопровождения парламентской деятельности в поддержку наукоемких отраслей отечественной экономики и прежде всего на законотворческом направлении, а также содействия инновационной деятельности предприятий, вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, коммерциализации накопленной ими интеллектуальной собственности, привлечению дополнительных инвестиций.

Важнейшими целями деятельности всех парламентских экспертов являются: сохранение и развитие интеллектуально-кадрового потенциала страны; создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности; содействие практической реализации отечественных научно-технических достижений и пропаганда передовых технологий. Фактически Парламентский Центр выполняет роль лоббистской организации по отношению к производителям научно-технической продукции, хотя подобная деятельность и не регламентирована в нынешнем российском законодательстве, что является его недостатком по сравнению с законодательствами многих развитых стран.

В настоящее время в связи с развертыванием масштабных работ по четырем национальным проектам необходимо создать систему научно обоснованного выбора приоритетов в развитии инновационной деятельности. Этот выбор должен преследовать цели комплексного обеспечения интересов национальной безопасности страны. Без участия экспертного сообщества органы государственной власти не смогут решить возникающие при этом сложные задачи.

Признавая инновационный путь развития экономики России как единственно возможный для обеспечения в перспективе национального суверенитета и безопасности государства, отмечая необходимость сохранения и развития интеллектуально-кадрового потенциала страны, парламентские эксперты приходят к следующим выводам.

1.    Целесообразно усилить меры стимулирования инновационной деятельности и, прежде всего, путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. С этой целью необходимо создать механизм налоговых льгот.
2.    Целесообразно разработать и принять законодательные акты, способствующие закреплению кадров в сфере наукоемких производств, прежде всего в областях, определяющих национальную безопасность страны. Особое внимание при этом следует уделить мерам поддержки молодых специалистов высокотехнологичных отраслей.
3.    Хозяйствующим субъектам всех форм собственности следует усилить внимание к информационному обеспечению инновационной деятельности и интенсификации процессов вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот. Для этого требуется создание и ведение Государственного Реестра объектов интеллектуальной собственности, созданных по государственному заказу.
4. Важной задачей методического совершенствования в сфере работы с интеллектуальной собственностью является: создание в России системы признаваемой международным бизнес-сообществом оценки объектов интеллектуальной собственности. Отсутствие ее приводит к недостаточной капитализации российских субъектов хозяйственной деятельности (даже крупнейших компаний) и экономики страны в целом; повышение капитализации российской экономики само по себе может повысить ее инвестиционную привлекательность и сыграть важную политическую роль, укрепив авторитет нашей страны в мире.

В будущем году мы планируем провести Международную научную конференцию по защите авторских прав творческих работников. Мы уверены, что такая правозащитная деятельность отвечает долгосрочным интересам российского общества


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >