Плагиат в музыке |
Плагиат в музыкальном искусствеАвтор: Рафикова А.Р.Ни для кого не секрет, что современная культура это, прежде всего, музыкальная культура. На сегодняшний день можно уже говорить о появление нового социума – озвученного, «омузыкаленного». Музыкальные носители (магнитофоны, CD-плеер, компьютеры) стали общедоступны, и любые новинки в музыкальном мире распространяются с огромной скоростью через страны и континенты. Новые технические средства позволили любому человеку стать «профессиональным музыкантом»: сочинять музыку без какого-либо вдохновения. Современный слушатель все чаще улавливает в новых музыкальных произведениях старые и давно полюбившиеся мелодии. И поэтому проблема плагиата в современной культуре является серьезной и актуальной, но на сегодняшний день, наиболее острой, особенно в музыке. Именно компьютерная музыка стала создавать из старых произведений «новые». Плагиат приносит серьезные убытки авторам произведений, а ведь музыка до последнего момента оставалась бастионом неприкосновенности со стороны плагиата. Но если посмотреть на историю человечества, то проблема плагиата существует уже довольно давно. Первоначально латинское слово «plagio» означало похищение и продажа чужих рабов. «Цитирование» источников не считалось преступлением. Цитировались целые произведения, а не просто отдельные строки. Но уже в Средние века мы находим споры об авторстве тех или иных произведений. С тех пор проблема авторского права стоит в творческом мире довольно остро. Понятие «авторство» возникло в Новое время, с ростом индивидуализма. Индивидуализм потребовал от творческого человека большей смелости в нахождении самого себя через новые средства музыкальной выразительности. Сегодня закон дает четкое определение плагиата – это умышленное присвоение авторства на произведение науки, литературы или искусства в целом или в частности. Статья 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» относит к объектам авторского права широкий круг произведений творчества. Но закон не содержит определения понятия «музыкальное произведение», раскрывающееся в теории авторского права. Поэтому, несмотря на то, что плагиат в музыке наиболее заметен и легче всего распознаваем, доказать, кто первым выстроил определенным образом семь нот, очень часто невозможно. К сожалению, на сегодняшний день существует лишь несколько выигранных дел о плагиате в музыке. С чем это связано? Для того чтобы понять, почему так происходит, необходимо рассмотреть само понятие «музыкальное произведение». Во-первых, музыкальным может быть такое произведение, в котором художественные образы выражаются при помощи звуков. А звук лишен смысловой конкретности слова. Во-вторых, музыкально-выразительные средства (мелодия, гармония, ритм, темп, композиция) являются неотъемлемыми компонентами музыки и играют большую роль при создании музыкальных сочинений. Для того чтобы охарактеризовать музыкально-выразительные средства, нам надо воспользоваться гегелевским принципом «от абстрактного – к конкретному». Объявление: Языком души, изливающим в звуках внутреннее наслаждение и страдание души, Гегель называет мелодию. Теоретическое определение мелодии – это «одноголосная последовательность звуков, одноголосно выраженная музыкальная мысль». Из всех средств музыкальной выразительности именно мелодия запоминается слушателю очень хорошо. При воспроизведении голосом какой-либо мелодии человек способен представить в сознании целостность музыкального произведения. В юридической литературе можно найти разные оценки охраноспособности мелодии. Одни ученые считают, что исполненная мелодия обретает объективную форму и может быть воспроизведена и присвоена другими лицами. Следовательно, мелодия, выступая в качестве авторского права, должна охраняться самостоятельно. Другие, напротив, полагают, что мелодия не подлежит охране, поскольку она не может существовать отдельно от других средств музыкальной выразительности. Но, на наш взгляд, мелодия все же нуждается в правовой охране, поскольку может воспроизводится самостоятельно. Достаточно вспомнить композитора Д. Верди, мелодии которого распевались на каждой улице Италии. Ритм сопровождает человека повсюду (ритмы жизни, времена года). Свойство ритма заключается в его умении организовывать в определенный порядок звуки. Гармония связана с объединением звуков в созвучия и последовательность созвучий. Она создает определенный художественный эффект – эффект сопоставления колористических нюансов. Гармония формирует чувство звукового колорита, тем самым, способствуя созданию художественного образа. Темп – скорость исполнения произведения. Темп – это своего рода тип музыкального движения; это и ощущение музыкального времени, своей исторической эпохи. Поэтому у разных эпох свое восприятие темпа. Например, исполнение хорала в средние века и в XXI в. – между этими исполнениями существует колоссальная разница: мысль о вечном в средневековье и мысль о скорости в XXI в. Вот в этом смысле темп в музыке можно рассматривать как способ отражения человеческого мира. Музыкально-выразительные средства по отдельности не могут быть кем-то присвоены, но в сочетании друг с другом и мелодией становятся охраноспособным объектом. Средства музыкальной выразительности служат и способствуют формированию и достижению общей цели, а именно – манифестации содержания. Содержание музыки – это результат отношения человека к действительности, появление музыкального образа это процесс отражения реальной действительности. Главной чертой музыкального творчества, которое выступает как характеристика музыкального познания, становится не только выражение и отражение взаимоотношений человека и мира, но и поиск новых возможностей для более адекватного воспроизведения музыкальными средствами открывающейся человеку действительности. Появление новых музыкально-выразительных средств в процессе реконструирования человеческого мира являет собой связь музыкального творчества с реальной действительностью, которое не заключается в передаче конкретной событийности, а проявляется на уровне новых музыкально-выразительных средств, опосредованно передающих предметный мир, новые общественные тенденции и процессы, новые мысли и чувства человека в музыкальных образах. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|