Защита результатов интеллектуальной деятельности |
Истоки создания и защиты результатов интеллектуальной деятельности в области технических средств для производства потребительских товаровАвтор: Сторожев В.В., Козлов А.С.Современное производство потребительских товаров, как всякое развитое производство, требует применения высокоэффективных технических средств, обеспечивающих высокую производительность и качество изделий. В современных производствах помимо управления материальными активами и ресурсами (труд, сырье и т.д.) все большую роль играет привлечение к обороту нематериальных активов (поиск информации, обмен ею с партнерами, защита приоритетов и т.д.), создаваемых на основе интеллектуальной собственности и прав на них. Несмотря на широкую известность понятия «интеллектуальная собственность», в России у многих ученых, инженеров, изобретателей, деловых людей отсутствует опыт использования ценнейшего нематериального товара, каким она является, неумение оперировать интеллектуальной собственностью, обеспечивать защиту прав на нее, наносит материальный ущерб не только ее создателям, но и обществу в целом. В США такие « нематериальные» затраты составляют более 50%. В странах с переходной экономикой, в том числе в России – эти затраты значительно больше. Использование результатов интеллектуального труда потребовало создания специальной ветви его правового регулирования, которое возникло более 200 лет назад и постоянно совершенствуется. Принято считать, что первым законом в области интеллектуальной собственности был «Статут о монополиях», принятый в Англии в 1623 г. В России защита интеллектуальной собственности развивалось на базе «привилегий» на право заниматься промыслом, торговлей, организации мануфактур для производства различных изделий, в первую очередь предметов потребления. Так, в 1748 г. купцам Тавлееву, Волоскову, Дедову была выдана привилегия на «устроение фабрик для делания красок». Первый патентный закон России, принятый в 1812 г., носил название Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах». Общество накопило большой объем фактического материала по фиксации и защите интеллектуальной собственности, в том числе в области технических средств для производства потребительских товаров: одежды, обуви, меховых и кожевенных изделий, текстильных материалов и т.д. Объявление: В частности, первое упоминание о патенте на машину для шитья одежды относится к 1755 г. Патент выдан в 1755 г. в Англии изобретателю Вейзенталю. Для повышения значимости законов, защищающих права на интеллектуальную собственность, в России принята четвертая часть ГК РФ. В вузах вводятся учебные дисциплины по защите интеллектуальной собственности. Однако в значительной части учебных планов различных вузов такие дисциплины отсутствуют. В Московском государственном университете дизайна и технологии на тех технических специальностях, на которых дисциплина по защите интеллектуальной собственности была предусмотрена Государственным образовательным стандартом или введена решением Ученого совета, накоплен опыт изучения данной дисциплины. На лекциях студенты получают основные понятия интеллектуальной собственности, рассматривают исторические аспекты, проблемы, связанные с созданием и защитой объектов интеллектуальной собственности. Изучают структуру особой подотрасли российского гражданского права, которая занимается защитой интеллектуальной собственности, и ее институты: патентное право, авторское право, право охраны средств индивидуализации производимой продукции, нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. На семинарских занятиях изучают порядок оформления документации по защите интеллектуальной собственности. Завершается изучение дисциплины выполнением курсовой работы. Темы, как правило, следующие: составление проекта заявки на изобретение, полезную модель, промышленный образец, депонирование программ для ЭВМ, составление документации (договор и т.д.) на произведение науки, литературы, искусства и т.д. В содержание дипломных проектов и работ введены разделы по защите интеллектуальной собственности. Статус человека, получающего или получившего высшее образование, нацеливает его на функционирование в области использования, применения результатов творческого, интеллектуального труда, на умение создавать интеллектуальные и материальные ценности. Каждый специалист с высшим образованием должен иметь знания и умения в области защиты интеллектуальной собственности. Поэтому считаем, что назрела необходимость введения в учебные планы всех специальностей высшей школы РФ дисциплин по защите интеллектуальной собственности. Литература 1. Карпухина С.И. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение. – М.: Международные отношения. – 2004. – 299 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|