Борьба за право |
Теория борьбы за право: современная конституционная интерпретацияАвтор: Юлегин А.А., Шаляпин С.О.Проблематике борьбы за субъективные права в рамках государства были посвящены исследования многих отечественных (А.Д. Градовский23, Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой25, Б.Н. Чичерин26, Г.Ф. Шершеневич27), а также зарубежных (Дж. Локк28, Г.В.Ф. Гегель, Дж. Ст. Милль30 Р. Иеринг31) философов и юристов. На современном этапе определенный вклад в изучение данной темы внесли С.С. Алексеев32, О.Г. Румянцев33, Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин. Несмотря на то, что в условиях современной трансформации отношений между социумом и государством данная проблема существенно актуализировалась, комплексных и фундаментальных доктринальных изысканий, касающихся специализированно области этой узкой тематики, на практике не было проведено, что позволяет сделать заключение о научной новизне исследуемой сферы государственно-правовых явлений. Под борьбой за право следует понимать, во-первых, частноправовую возможность самозащиты физическим лицом своих субъективных гражданских прав, а, во-вторых, публичное коллективное право народа как совокупности граждан определенного государства (Мексика, Пакистан, Либерия, Гана) или индивидуальное право каждого гражданина (ФРГ, Словакия) на воспрепятствование попыткам насильственного изменения существующего конституционного строя (в узком смысле) и сопротивление угнетению общества диктаторской, узурпированной и нелегитимной государственной властью (в широком смысле). Очевидно, что в условиях российской правовой реальности начала XXI в., рассматриваемой сквозь призму «разноцветных» революций, закрепления одних лишь декларативных предпосылок народовластия в основном законе государства явно недостаточно. Да и сама отечественная история знала немало примеров насилия, поэтому право граждан защищаться от тирании власти должно быть гарантировано, то есть, как минимум, необходимо обеспечить им право оказывать противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя. Как известно, исторически первым политическим правом было право народа на сопротивление угнетению со стороны управляющих, включенное в важнейшие документы конституционного характера еще в XVIII в.: в Декларацию независимости США 1776 г., и во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., однако не вошедшее в тексты самих конституций. Объявление: Приходиться констатировать, что диктаторские режимы были, существуют и могут возникнуть в будущем. Следовательно, принципиально значимое положение о праве народа и отдельных граждан (именно граждан) на сопротивление угнетению должно присутствовать в каждой конституции, претендующей на соответствие необходимым требованиям модернизации. Если люди хотят сохранить «благословенную свободу» в жестких, а нередко жестоких, условиях рыночной экономики, они должны научиться видеть преимущества, которые им привнесет отстаивание конституционных прав, ограничивающих власть государства, и не попадаться в ловушку обещаний «скорых» благ от искусных схем перераспределения, сконструированных агрессивным большинством35 или, тем более, экономически господствующими олигархическими группировками. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|