Налоговая реформа |
Налоговая реформа стимулирует нарушение законаАвтор: Антощенков Г.А., Абрамов П.А.20 июля 2004 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 70-ФЗ с длинным названием «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации». Тем самым глава государства поставил точку в длинной дискуссии о необходимости снижения единого социального налога (далее -ЕСН) и путях легализации заработной платы. Однако некоторые положения нового закона могут дать обратный эффект… Изменение налоговых ставок и последствия этого шага оставим в стороне. Куда больший интерес вызывает пункт 3 статьи 1 закона, которым отменяются некоторые положения статьи 238 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Данная статья содержит не слишком длинный перечень сумм, не облагаемых ЕСН. В действующей редакции в него входят суммы, «выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций» (подп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ). Как показывает судебная практика, указанной льготой пользуются также товарищества собственников жилья (ТСЖ), а лицами, оказывающими услуги организации, является любой работник ТСЖ (иного кооператива или товарищества). В результате заработная плата сотрудников таких организаций не облагалась ЕСН, они оказывались менее социально защищенными, а увод зарплаты «в тень» в таком случае был лишён всякого смысла. Новый закон эту льготу отменил. Вступил он в силу с 1 января 2005 года и с этого момента все выплаты слесарям, сантехникам и иному обслуживающему персоналу облагаются налогом по общей ставке (то есть минимум 26 % от фонда заработной платы (п. 1 ст. 241 НК РФ в новой редакции)). К чему это приведёт? Представляется, что нововведения принесут двоякий эффект. Часть ТСЖ (и иные указанные структуры) предпочтёт просто платить заработную плату в конвертах, как делает большая часть коммерческих организаций в стране, несмотря ни на какие реформы. Другие предпочтут перевести своих сотрудников с трудовых договоров на гражданско-правовые, выплаты по которым всё ещё не облагаются налогом (п. 3 ст. 238 НК РФ). Вопрос о том, фиктивен ли договор подряда на мойку окон или на стрижку газонов, будет решаться чуть ли не каждый день. Можно не сомневаться в том, что работодатели (то есть жильцы в лице правления ТСЖ) постараются минимизировать свои налоговые затраты, не останавливаясь перед удобной для себя квалификацией сделки. Налоговой же инспекции придётся оспаривать её в судебном порядке. Права работника здесь будут защищаться попутно, на первом месте останется фискальный интерес. Исход борьбы будет зависеть от того, насколько грамотно будут сформулированы условия таких сделок. Если авторы учтут известные критерии и не остановятся перед тем, чтобы заключать такие договоры регулярно (то есть именно на работу, а не на срок), доказать их трудовой характер будет непросто. Получится, что социальная защита работников снова не сработает, бюджет дополнительных денег не получит, но зато все научатся ещё лучше обходить закон. Нужна ли нам такая реформа? Представляется, что, по крайней мере, в данном вопросе она принесёт лишь потери. Отменяя льготы, мы увеличиваем налоги, которые люди сумеют обойти. Возможен, правда, ещё один выход. ТСЖ может отказаться от найма собственных работников и обратиться в эксплуатирующую организацию, которая будет обслуживать дом целиком. Новые поправки сделают такой шаг более привлекательным для тех, кто хочет действовать в рамках закона, и ещё не определился с формой управления домом. Тогда, возможно, отмена льготы - лишь один из шагов в попытке сделать привлекательным бизнес в сфере коммунальных услуг? Вот только стимулировать лучше всё же пряником, а не кнутом… Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|