Коррупция в образовательных учреждениях |
Коррупция в образовательных учреждениях: составы преступлений и соотношение с непреступными деяниямиАвтор: Родина Л.А., Сафин Н.Ш.Углубляющиеся процессы морально-нравственной деградации в обществе в настоящее время существенно затронули и образовательные учреждения, получили в них настолько большое распространение, что приобрели характер одного из наиболее опасных коррупционных явлений. Преподаватель является субъектом получения взятки и коммерческого подкупа. Если подношения принимаются за выставление положительных оценок на вступительных экзаменах, на семестровых или курсовых экзаменах либо зачетах, по письменным работам, то преподаватель государственного или муниципального образовательного учреждения привлекается к ответственности за получение взятки (ст. 290 УК РФ), а преподаватель негосударственного и немуниципального образовательного учреждения — за получение предмета коммерческого подкупа (ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ). В случае получения предмета подкупа преподавателем и при выставлении обучаемому неудовлетворительной оценки (или уклонения от выставления оценки положительной) в деянии преподавателя состав соответствующего преступления отсутствует. В подобном поведении есть признаки грубейшего нарушения профессиональной этики. Состава преступления не будет и в том случае, если предмет подкупа передан преподавателю после выставления положительной оценки, но при условии, что, во-первых, передача предмета «подкупа» заранее (до выставления положительной оценки) не была обещана преподавателю, а во-вторых, передача предмета подкупа имела место в образовательном учреждении, не являющемся государственным или муниципальным. На наш взгляд, состав преступления отсутствует также в том случае, если преподаватель не является штатным преподавателем, образовательного учреждения, а выполняет лишь отдельные учебно-методические обязанности по краткосрочному договору. Объявление: Если преподаватель согласно договору между ним и образовательным учреждением должен выполнять один вид работ (например, читать лекции), а реально привлекается к выполнению других видов работ (например, подготовкой выпускных квалификационных работ), то допущенные в ходе их (работ) выполнения нарушения не могут рассматриваться как преступления против интересов службы в соответствующих учреждениях, в том числе как получение взятки или как получение предмета коммерческого подкупа. Если определённые действия преподаватель выполняет в дополнение к тем, которые он обязан выполнять в соответствии со своим официальным статусом, то получение им за это денег (иных ценностей, услуг, выгод), на наш взгляд, не может рассматриваться как преступление. В отличие от ст. 290 УК РФ (получение взятки) в ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ (получение предмета коммерческого подкупа) речь идет не просто о получении, а о незаконном получении предмета подкупа. Особенность коммерческого подкупа по сравнению со взяточничеством состоит еще и в том, что если предметом взяточничества являются выгоды имущественного характера, то предметом коммерческого подкупа — услуги того же (имущественного) характера. Тема ответственности преподавателя за получение взятки или предмета коммерческого подкупа является сложной и драматической. Поэтому высказанные здесь положения могут рассматриваться лишь как «приглашение» к их обсуждению. В полном соответствии с принципом гласности науки и с тем, чтобы в конечном итоге выработать по ним позицию, которая была бы не только привлекательной в теоретическом плане, но и убедительной настолько, чтобы стать пригодной для практического использования в целях оздоровления основательно затронутых коррупцией отношений «преподаватель - обучаемый». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|