Содержание трудовых правоотношений |
Роль государства в регулировании содержания трудовых правоотношений в XXI векеАвтор: Коровникова С.С.Начиная с 1992 г.148 в науке трудового права господствует мнение, что в условиях рыночной экономики на первый план выдвигаются договорные способы определения содержания трудовых правоотношений. Указанная позиция ученых нашла отражение и в содержании принятого 2001 году Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). Более того, высказываются мнения о необходимости понимания трудового договора в традициях гражданско-правовой науки. Так, П.В. Крашенинников, предлагал «привести формулировки Трудового кодекса в соответствие с терминологией ГК РФ». На наш взгляд самоустранение государства от участия в регулировании содержания трудовых правоотношений в настоящее время не является оправданным. На нормотворческую функцию государства обращал внимание еще в начале XX в. Таль Л.С. Он писал: «В связи с подчинением рабочей силы одного человека целям и власти другого требуется правовое нормирование трудовых отношений: установление законодательных гарантий, предусматривающих пределы этой власти и обеспечивающих фактическую возможность участвовать в определении условий договора и осуществлять вытекающие из него права». По мнению Сыроватской Л.А. государственное регулирование в совре¬менных условиях должно рассматриваться как установление минимума гарантий для работников. Необходимость и целесообразность законодательного установления минимальных прав, обязательных для всех работников и работодателей не вызывает сомнения, как справедливо, подчеркивает Киселев Однако не все ученые придерживаются подобных взглядов. Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. оценивая ТК РФ 2001 г. отмечают, «законодатель предпочел договорные трудовые отношения между работником и работодателем государственному их регулированию. Государство не может, и не должно вмешиваться в законную деятельность организаций, в частности занимающихся предпринимательской деятельностью». Мы же считаем, что процессу наделения функциями работодателя юридических и физических лиц должен соответствовать процесс усиления надзорно - контрольной деятельности со стороны государства и наделение ра¬ботодателей-собственников дополнительными обязанностями, так как для юридических и физических лиц первостепенным при организации трудовой деятельности является получение наибольших прибылей. Объявление: В частности мы предлагаем, ввести обязательную уведомительную регистрацию правил внутреннего трудового распорядка (так как подчинение (соблюдение) им является одной из основных обязанностей работника), и трудового договора (возложив обязанность направлять копию трудового договора в органы федеральной инспекции труда на работодателя путем использования электронных средств связи в целях обеспечения оперативности обработки информации). Указанные нововведения позволят на наш взгляд, обеспечить прозрачность во взаимоотношениях между работником и работодателем-собственником для государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, а, следовательно, повысят эффективность их работы в деле защиты прав и законных интересов работников. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|