Социальная поддержка граждан |
К вопросу о социальной поддержке граждан, пострадавших в период аварии на ФГУП «ПО «Маяк»Автор: Шафиков А.Сброс радиационных отходов ФГУП «ПО «Маяк» с 1949 по 1952 года в сеть речной системы Теча- Исеть- Тобол- Обь привел к загрязнению речной поймы на протяжении 1000 км. Вследствие взрыва емкости - хранилища высоко активных отходов в 1957 году образовался Восточно - Уральский радиоактивный след с площадью загрязнения 23 тыс. кв.км. Площадь загрязнения увеличилась еще на 1800 кв.км, когда в 1967 году произошел ветровой разнос радиоактивных донных отложений водоема Карачай на прилегающую территорию Челябинской области. Законодательство устанавливает две группы лиц, на которые распространяется социальная поддержка, первая группа: ликвидаторы последствий аварии; эвакуированные; выехавшие добровольно, граждане, получившие в установленные годы накопленную дозу в размере определенных законодательством нормативов. Ко второй группе относятся больные лучевой болезнью и лица, получившие инвалидность вследствие радиации. Необходимо отметить, что всего за 11, 5 лет Ростехнадзором РФ по результатам комплексных и целевых инспекций оформлено около 32 предписаний на устранение 210 замечаний по всем направлениям надзора. Еще 230 предписаний на устранение 550 замечаний было оформлено по результатам оперативных инспекций. Таким образом пока допускаются нарушения и существует аварийная ситуация на ФГУП «ПО «Маяк» острота проблемы не снимается. Представляется, что в тезисной форме можно сформулировать следующее: 1. В настоящее время не полностью сформирована законодательная и нормативная база для регулирования и обеспечения безопасности обращения с радиоактивными отходами. Объявление: 2. Вызывает сомнение правильность поручения на разработку нормативных правовых актов Минатому, в то время как Санэпиднадзор по сути отстранен от участия в подготовке проектов нормативных правовых актов. Министерство здравоохранения и социального развития привлечены к разработке лишь альтернативных нормативных правовых актов. 3. Возникают и проблемы с применением закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и наблюдается недостаточное финансирование. 4. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выделены четыре зоны загрязнения: зона радиационного контроля, зона ограниченного проживания населения, зона отселения, зона отчуждения. Считаем возможным согласиться с мнением Зайцева Ю.А. о внесении определений зон загрязнения в статью 1 Общего технического регламента «Ядерная и радиационная безопасность». Кроме того, предлагается выделить следующую (пятую) зону загрязнения: Зону обязательного медицинского контроля – как территорию зоны радиационной аварии, на которой средняя, прогнозируемая для критической группы населения, эффективная доза облучения за период жизни (с момента аварии до 70 лет) при постоянном проживании и при отсутствии мер радиационной защиты может превысить 70 мзв. Выделение подобной территории, на наш взгляд, решает следующие проблемы: будет признано, что все лица, проживающие на этой территории, получают за 70 лет жизни эффективную дозу, превышающую второй гигиенический норматив; в соответствии с законом «О радиационной безопасности населения» эта категория граждан имеет право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью; эти лица, безусловно, нуждаются в регулярном специализированном диспансерном обследовании; эта категории населения входит в группу облученных, которая включается в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр, с целью выявления у них скрытой патологии или заболеваний на ранней стадии, формирования групп повышенного риска и своевременного оказания профилактической, лечебной и реабилитационной медицинской помощи. Дополнительные исследования позволяют уточнить число «скрытых» ликвидаторов. В связи с этим представляется некорректным и надуманным по отношению к ликвидаторам спустя более сорока пяти лет после аварии предъявление требований о составлении так называемых «профмаршрутов», для получения права на выплату компенсации и предоставления льгот. Если для работников, эксплуатирующих промышленные установки в строго определенном помещении и в условиях стабильных радиационных полей, это вполне справедливо, то для ликвидаторов это требование не выполнимо, так как буквально ежедневно менялись объекты, площадки, уровни радиации, которые находились как на промплощадке, так и за пределами зоны. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|