Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Интеграция: понятие и способы





Интеграция: понятие и способы

Интеграция: понятие и способы

Автор: Костюнева И.Л., Барабанова Е.В.

В условиях процесса глобализации международных отношений наиболее актуальным является определение такой категории как интеграция.

Интеграция это одновременно процесс и состояние, имеющее тенденцию заменить раздробленные международные отношения, состоящие из независимых единиц, более или менее широкими объединениями.

В мировой юридической науке и практике сложилось ряд подходов к определению понятия интеграции и способов интегрирования: «функционализм», «федерализм», «транснационализм».
С точки зрения представителей «функционализма» (Д. Митрани, Э. Хасс, Л. Линдберг, Я. Тинберген) интеграция есть объединение политических институтов как следствие сближения отдельных лиц, групп, государств по экономическим интересам. Способом взаимодействия субъектов в имущественной сфере, которая наиболее адекватно выражает природу человеческих потребностей, является создание через межличностные связи организаций соответствующего плана (сообществ, товариществ, корпораций и т. д.). Воля субъектов сближения формируется исходя из объективной природы удовлетворения определенных экономических потребностей, а не из субъективизма политических желаний к интеграции или дезинтеграции. По мнению представителей данной теории, в результате такой интеграции произойдет естественный эволюционный переход от государственной власти к межрегиональной, и затем к всемирной и образуется некая «всемирно-социальная–психологическая общность» при постепенном отмирании суверенитетов государств.

Представители «федералистской» теории (Ж. Роне, Р. Шуман, А. Этциони, А. Спинелли, К. Фридрих и т.д.) определяют интеграцию как сближение политических институтов государства по средствам договорного отказа от централизма при распределении полномочий между центром и субъектами федерации. При использовании данного способа сближения достигается интеграция большего масштаба, чем при способе «функционализма». Препятствием для реализации данного способа является отсутствие политической воли субъектов к созданию системы политических институтов, что определяется субъективистскими началами федералистской интеграции.

С точки зрения представителей «транснационализма» («плюрализма») (К. Дойч, Д. Пучала и др.) интеграция есть процесс сближения тех или иных объектов по выбору субъектов. Способ интегрирования заключается в предложении воспринять объединительную идею и в принципе не предъявлять субъектам жестких требований по поводу поведения при той или иной форме сближения. Самое главное, чтобы основные интересы государств как политические, так социальные и культурные не противоречили друг другу, а наиболее общие интересы были предсказуемы и прогнозируемы. Положительной стороной данного способа интеграции является возможность выбора субъектами тех объектов сближения, которые, по их мнению, должны принадлежать интегрированию в данный момент. При восприятии всеми субъектами объединительной идеи сближение соответствующих областей человеческого общежития будет происходить безболезненно для национальных суверенитетов. Отдавая приоритет выбору народов, транснациональный способ сближения обеспечивает логическое интегрирование, с точки зрения, всемирно исторического процесса развития. Неопределенность объекта интегрирования отдаляет этот способ от идеальности.

Таким образом, теории интегрирования предлагают различные способы интеграции, но процессы международной интеграции найдут своё результативное обоснование только на основе комплексного познания и применения каждой из перечисленных теорий интегрирования. Следовательно, роль интеграции необходимо определять исходя не из абсолютного восприятия или отрицания той или иной теории интеграции в целом, а из оценки достоинств и недостатков каждой.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >