Ограничение суверенитета государств |
Некоторые аспекты ограничения суверенитета государств в условиях глобализацииАвтор: Чернова Н.Н.Процесс глобализации практически безостановочен. Профессор Лукшук И.И. отмечает, что глобализация проявила себя уже в 20 веке, но полный размах получит в 21 веке, и в значительной мере будет определять нашу жизнь. В современных условиях под воздействием глобализации взаимозависимости государств, проблема определения оптимального соотношения национальных и интернациональных интересов государств должна решаться по-новому. Одним из спорных вопросов данной проблемы является ограничение государственного суверенитета. В своем докладе «Повестка дня для мира» Генеральный секретарь ООН четко заявил, что «Глобализм и национализм не следует рассматривать как противоположные тенденции, которые не могут не довести друг друга до крайностей в проявлениях. Для здоровой глобализации современной жизни необходимы, прежде всего, четко оформившиеся общности и основные свободы. Нельзя допустить того, чтобы суверенитет, территориальная целостность и независимость государств в рамках сложившейся международной системы и принцип самоопределения народов – в равной степени очень ценные и важные – вступили в будущем в противодействие». Ст.2 Устава Организации Объединенных Наций провозглашает, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов, Члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации, а также Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Исходя из смысла ст.2, можно отметить, что государство должно добросовестно выполнять свои обязательства, возникающие из договоров и других источников международного права, и не может ссылаться на положения своей конституции или своих законов как на оправдание невыполнения им этой обязанности. Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен верховенству международного права. Таким образом, если государство не выполняет взятые на себя обязательства и совершает действия противоречащие принципам международного права, то вполне оправданным считается применение некоторых ограничений их суверенных прав. В частности, это касается случаев признания обязательной юрисдикции Международного Суда ООН. Так ст.94 Устава ООН провозглашает, что «Каждый Член Организации обязуется выполнить решение Международного Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение". 170 Бутрос Бутрос Гали. Повестка дня для мира 1995 г. / Департамент общественной информации. - Нью-Йорк, 1995. - С. Объявление: На сегодняшний момент обязательную юрисдикцию признали около трети государств - членов ООН. Государства в целом выполняют решения Суда. Хорошим примером здесь служит Решение по территориальному спору между Ливией и Чадом от 3 февраля 1994 года, сыгравшее решающую роль в прекращении спора, который в течение двадцати лет служил угрозой миру в регионе. Уже 30 мая 1994 года обе стороны подписали совместное заявление, в котором указали, что ливийские войска из полосы Азу выведены, действие ливийской администрации свернуто под контролем группы наблюдателей ООН. Однако не во всех случаях решение Суда исполняется расторопно. Возьмем, например, спор о военной и полувоенной деятельности в Никарагуа и против нее (Никарагуа против США). Тогда Суд три раза решал дело в пользу Никарагуа: о принятии временных охранительных мер, о компетенции по существу. США отказались исполнить решение Суда и вовсе отказались от признания обязательной юрисдикции Суда. В конце концов, изменение политического режима в Никарагуа позволило двум странам наладить свои отношения: Никарагуа прекратила иск, а США стали оказывать Никарагуа финансовую помощь. Такие проблемы исполнения решений возникают из-за отсутствия компетенции Суда, использовать какие-либо средства для обеспечения исполнения своих решений. В некотором роде этот вопрос был решен на Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, наделив такой компетенцией Совет Безопасности. Ему отводятся достаточно широкие полномочия в этом вопросе, и он сам решает, есть ли необходимость вмешательства. Однако на примере спора Никарагуа против США, несмотря на обращение первой в Совет Безопасности, ее резолюция была отклонена из-за вето, наложенного США. Таким образом, в Уставе ООН есть механизм, с помощью которого государство может через Совет Безопасности добиться исполнения решения Суда. Из выше сказанного видно, что возможности этого механизма сильно ограничены, в частности наличием права вето и, конечно же, наличием у государств суверенитета. Поэтому государство может обратиться опять к общим санкциям, предлагаемым международным правом. Совершенно ясно, что государство, не исполняющее решение Суда, нарушает международное обязательство, и государство, в чью пользу вынесено решение, может прибегнуть к таким мерам, как реторсии (запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства и т.д.) и репрессалии (приостановление, разрыв дипломатических отношений, введение эмбарго на ввоз товаров и т.д.). Таким образом, как справедливо отмечает Лукашук И.И., решение проблем касающихся двух государств или глобальных проблем зависит от существенного повышения уровня управляемости мировой системой. Это требует совершенствования механизма управления, как на международном, так и на национальном уровне. Так в частности В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ 26 мая 2004 года отметил, что адекватный ответ на наиболее острые угрозы 21 века «можно дать лишь солидарными усилиями мирового сообщества, с опорой на инструменты ООН и международное право». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|