Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Взаимодействие бизнеса и государства





Взаимодействие бизнеса и государства

Концепция социального взаимодействия бизнеса и государства в Российской Федерации (на примере системы налогообложения)

Автор: Иванов М. А., Барбашин Е.А.

Поскольку бизнес и корпорации действуют в определенной социальной и политико-культурной среде, они не могут игнорировать интересы общества, с которыми должны сообразовать свои собственные интересы. Более того, поскольку стабильность общества является необходимым условием эффективного функционирования корпораций, они просто вынуждены разрабатывать и осуществлять меры, способные обеспечить такую стабильность. Развитие и улучшение социальной среды соответствуют долгосрочным интересам бизнеса и корпораций. Приверженность принципам социальной ответственности повышает жизнеспособность и эффективность предпринимательской системы. Их реализация объективно способствует легитимизации бизнеса в глазах общественности.

В Российской Федерации концепция социального развития находится в зачаточном состоянии. Представляется актуальным проанализировать возможные пути совершенствования российской экономики с учетом формирования социальной справедливости при обязательном условии сохранения всех завоеваний демократии.

Одним из наиболее значительных усовершенствований, на наш взгляд, должно стать прогрессивное налогообложение, в частности, подоходный налог должен устанавливаться в зависимости от количества доходов, тогда как в данный момент он является фиксированным и составляет 13 % в год. Следует ввести прогрессивную шкалу налогообложения для физических лиц.

Представляется конструктивным предложение полностью освободить от налогообложения лиц с доходами ниже прожиточного минимума. Наоборот, для физических лиц с высоким годовым доходом (в среднем более 1 млн. рублей в год) следовало бы установить повышенную планку налога на доходы (возможно, около 18-20%).

Для предотвращения попыток сокрытия доходов целесообразно внести в законодательство дополнительные жесткие санкции за уклонение от уплаты налогов (в случае однократного нарушения – штраф в размере до 50 % среднего годового дохода за последние три года, в случае повторного нарушения – тюремное заключение на срок до 10 лет с конфискацией имущества в доход государства), одновременно не допуская произвола со стороны Федеральной налоговой службы и правоохранительных органов.

В то же время необходимо стимулировать активное взаимодействие бизнеса и государства, примером чего может быть налоговая оптимизация - введение системы налоговых вычетов и скидок в случае осуществления хозяйствующими субъектами деятельности, направленной на финансовое оздоровление объектов социальной и культурной сферы (финансовая помощь школам, больницам, объявление грантов, реставрация памятников истории и культуры и т.д.), закупку оборудования для социально значимых объектов (ремонт очистных сооружений, установка средств защиты окружающей среды на государственных и муниципальных заводах и т.д.), меценатской деятельности, проведения мероприятий, направленных на формирование экономической и политической активности молодежи и т.д. Примерный механизм налоговых скидок может быть следующим: из суммы налога вычитается сумма затрат хозяйствующего субъекта на указанную деятельность плюс сумма в размере от 0,1% до 1 % годового налога на доходы (в зависимости от размера хозяйствующего субъекта, а также социальной значимости осуществляемой им в течение года деятельности). Некоторое падение налоговых поступлений может быть компенсировано качеством расходования денежных средств, поскольку механизм их использования приобретает необходимую прозрачность.

В краткосрочной перспективе расходы по реализации концепции социальной ответственности могут прийти в противоречие с главной идеей бизнеса – получением прибыли, однако в долгосрочной перспективе такие расходы способствуют легитимизации корпорации в глазах общественного мнения, что положительно сказывается на стабильности ее положения и эффективности деятельности.

 
< Предыдущая   Следующая >