Проблема наркомании среди студентов |
Проблема наркомании глазами студентаАвтор: Абдрахманов Р.А., Гареева З.В.В последние годы российское общество встревожено ростом наркотической угрозы. За короткий срок число наркоманов в России возросло многократно и по некоторых данным достигло 4 млн. человек. Особенно быстро наркомания захватывает подрастающее поколение. Около 70% наркоманов впервые приобщились к наркотикам в несовершеннолетнем возрасте. Самый перспективный метод борьбы с наркоманией – это профилактика. Если молодой человек способен сопротивляться негативным воздействиям среды, стимулирующим наркопотребление, он останется здоровой личностью. В одной и той же ситуации подростки ведут себя по-разному: одни из них легко становятся жертвами наркомафии, а другие не поддаются соблазнам. Цель профилактики – воспитывать личности, способные успешно сопротивляться деструктивным воздействиям. Воспитание личности студента осуществляется согласно планам учебно-воспитательной работы института и воспитательных планов кураторов. Проведение праздника “Дня Знаний”, участие в научных конференциях, спортивном мероприятии “Осенний кросс”, традиционные соревнования по волейболу среди преподавателей и студентов, День памяти жертв СПИДа, международный День студентов, студенческий фестиваль “Весенняя капель”, проведение субботников – разнообразные мероприятия формируют нравственные отношения и привычки. Основная работа студента – учение. Это ежедневное углубление знаний по разным дисциплинам. Здесь проявляются разные стили общения преподавателей и студентов, разные требования по отношению к студентам. Молодежи к этому не просто приспособиться. Молодые люди не всегда могут принимать правильные решения. Их психика испытывает трудности вхождения в новую жизнь. Нравственность и интеллект жизненно взаимосвязаны, они определяют ценностный мир человека. Каждая учебная дисциплина в той или иной мере содержит специфический для него потенциал - нравственное просвещение. Здесь заложены основы культуры – художественной, человековедческой, философской, экологической, технической, естествоведческой. Несмотря на все сложности нашей жизни, преподаватель должен уметь понять, принять, ориентировать даже самого “трудного” студента на достижение успехов в учёбе – ведь с ними связано и его нравственное самоопределение, и осуществление жизненных планов. Студент понимает, что знания нужны. Но учёба может потерять для него смысл, если он почувствует, что не в состоянии усвоить учебный материал, что бесполезно посещать занятия. Дело усугубляется тем, что его могут достаточно жестко критиковать родители, преподаватели, третировать однокурсники. Словом, если ценность недоступна или кажется недоступной, если процесс её созидания часто сопровождается сильными негативными переживаниями, она теряет смыслообразующий потенциал. Когда мы не в духе или раздражены, мы взираем на всё через “чёрные очки”. Именно в такие моменты человек бросается в омут наркомании или беспробудного пьянства, происходят суициды особенно у подростков и юношей. Смысл жизни поддерживается интересом к жизни. Бодрое настроение тоже не держится постоянно – нередко прерывается огорчениями, скукой. Главное, чтобы они не захлестнули человека, не стали его повседневным состоянием. И тогда он сохраняет смысл жизни. Наркотики несут мощный тонизирующий заряд, приводят человека в состояние блаженства, беспричинного радостного возбуждения, когда подавляются тревоги и печали и всё окрашивается в розовые тона. Положительно-эмоциональный, оптимизирующий эффект наркотиков настолько силён, что в короткий срок у человека возникает безудержное влечение к ним, всепоглощающая навязчивая страсть – то, что называют манией. В этом - самое опасное, самое коварное свойство наркотиков. Ни одна другая ценность не обладает таким мгновенно “засасывающим” свойством. Тот, кто не знаком с этим феноменом, даже не подозревает о его существовании. Поэтому он думает: “Я попробую один-два раза, узнаю, что это такое, а потом брошу”. Глубокое заблуждение! Здесь уместна аналогия с древнегреческим мифом о путешествиях Одиссея. Когда путешественники доплыли до острова сирен, Одиссей сказал своим спутникам: Скоро вы услышите пение сирен. У вас появится огромное влечение к этим существам. Но знайте: они своим сладкозвучным пением приманивают людей для того, чтобы предать их смерти. Никто из нас не сможет воспротивиться зову их чарующих песен. Давайте залепим ваши уши воском, а меня крепко привяжите к корабельной матче, чтобы я не мог шелохнуться”. Так и сделали. Но когда зазвучали волшебные голоса, очарованный Одиссей, обладающий железной волей, забыв о своих наставлениях, стал просить, чтобы его отвязали. Наркотики действуют как сирены: вначале приманивают, а потом убивают человека. Перед ними особенно беззащитны дети и подростки, не знающие последствия наркотического опьянения и не обладающие сильной волей. Задача взрослых в том, чтобы довести до их сознания горькую правду, убедить, что наркотики обладают страшным свойством: если их попробовать обратного хода может и не быть – не хватит сил отказаться от них. Здесь речь идёт об опасности полного неведения, словесные описания пагубных свойств мало кого убеждают и воспринимаются как нечто придуманное людьми для того, чтобы запугать других. Я уверен, что подавляющее большинство из нас думает примерно также и считает, что попробовать наркотики не страшно: стоит захотеть и – и можно с ними покончить навсегда. А потом попадают в западню. Таким образом, у наркотика есть две стороны – привлекательная и страшная, причём привлекательная сторона прокладывает дорогу к смерти. Объявление: Уже при первом наркотическом опьянении во всю мощь проявляется эффект «эмоционального фильтра».В мире всё кажется прекрасным. Прекрасны окружающие люди, прекрасны девушки на дискотеке, чудесна музыка; все меня любят; я хорошо говорю, уверен в себе, легко и отлично танцую .Я рад, я счастлив, как в раю. Эти ощущения прочно оседают в памяти, закрепляясь в виде манящих сверхценных образов. Они сразу берут человека в плен. Не случайно ради воспроизведения испытанных наркотических эмоций(кайфа) подростки готовы ограбить, а если надо – и убить своих родителей или совершить любое другое преступление. Сознание зацикливается на одной ценности – наркотической, все остальные вытесняются на обочину и девальвируют. Это значит, у наркомана главным смыслом жизни становится наркопотребление. Такой ход развития событий можно предотвратить одним путём, а именно: воспитанием у личности антинаркотических установок и системы здоровых, созидательных ценностно-смысловых ориентиров. В связи с этим представляет большой интерес знание психологических механизмов процесса смыслообразования. Важное значение в борьбе против наркотической угрозы приобретают и правовые знания студентов. В обеспечении здорового образа жизни роль права становится все более значимой. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|