Формирование местной администрации |
Гарантии местного самоуправления и процедура формирования местной администрацииАвтор: А. Ю. АнтиловЯвляясь формой осуществления народом своей власти, местное самоуправление может осуществляться путем, как непосредственной демократии, так и через деятельность соответствующих муниципальных органов. Преобладание того или иного пути зависит от множества факторов – традиций, менталитета, системы права, формы государственного правления, формы территориального устройства, экономических и иных характеристик государства. Географические масштабы и советское прошлое Российской Федерации создали такие условия реализации права населения на местное самоуправление, что наиболее удобным и легально приоритетным путем стала именно деятельность органов местного самоуправления, позволяющая оперативно решать вопросы местного значения. Примечательно, что Европейская хартия местного самоуправления, говоря о субъектах местного самоуправления, делает акцент на органах местной власти. Отечественный же законодатель в ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г.12 основной фигурой выделяет народ, хотя в последующем изложении закона, местное население имеет куда меньше правовых инструментов воздействия на решение вопросов местного значения, нежели муниципальные органы. В связи с этим, помимо вопроса о соответствии национального законодательства европейским стандартам, куда имеет большую актуальность вопрос о степени децентрализации внутри страны – можно ли считать закрепленную в законе систему построения органов местного самоуправления организационно, экономически и юридически самостоятельной и самодостаточной?
Часть 5 ст. 37 ФЗ устанавливает правило формирования конкурсной комиссии для отбора кандидатов на замещение должности главы местной администрации, согласно которому, треть конкурсной комиссии формируется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). На лицо нарушение базисных принципов организации местного самоуправления, принципа децентрализации местного самоуправления, конституционного принципа раздельности муниципального уровня и этажа государственной власти. С другой стороны, можно апеллировать к тому, что подобное правило является ничем иным, как формой контроля государства. Однако закрепляя подобные формы необходимо предоставлять определенные юридические гарантии беспристрастности той трети конкурсной комиссии, что будет определенной данью закрепления гарантированности и самостоятельности местного самоуправления. Объявление: Таким образом, на сегодняшний день, существующая формулировка носит негативный, противоречащий идеям Конституции и Европейской хартии, характер, причем положения ч. 6 ст. 37 ФЗ пытаются ее завуалировать – конкурсная комиссия предлагает представительному органу местного самоуправления кандидатуры, а не отбирает их. Безусловно, можно также предполагать, что законодатель преследовал иную цель, нежели чем отвлечение внимания от участия органов государственной власти, однако и в этом случае конструкция нормы себя не оправдывает: расходы на работу комиссии будут не целесообразны - итоговое решение все равно будет принимать представительный орган муниципального образования. На наш взгляд, правовое регулирование в рамках гл. 10 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» вопроса контроля государством деятельности по формированию муниципальных органов, а не участия в этом, представляется более логичным и не ущемляющим интересы обеих сторон. Правовое регулирование в соответствии с положениями Конституции и международных правовых актов деталей и отдельных моментов, в данном случае в сфере местного самоуправления, является залогом построения правого государства, гражданского общества и крепкого социального базиса – полноценного местного самоуправления. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|