Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Права несовершеннолетних в ювенальной юстиции





Права несовершеннолетних в ювенальной юстиции

Защита прав несовершеннолетних в системе ювенальной юстиции (первые шаги в России)

Автор: Я. С. Врублевская, В. В. Кравчук

Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка. Защита прав и законных интересов ребенка в современной России относится к числу злободневных национальных проблем, порожденных неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. В последние годы, в связи с напряженной социально-экономической обстановкой в нашей стране, уровень морали и культуры неминуемо падает, и сильнее всего это сказывается на молодом поколении. Это приводит к большому количеству правонарушений, совершаемых детьми, причем количество тяжких преступлений динамически растет. Назрела острая необходимость пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных явлений среди несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних. 

Еще с середины 90-х г. ведется речь о создании ювенальной юстиции. Национальный план действий в интересах детей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. № 942, предусматривал создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805 в редакции от 6 февраля 2004 г., утвердившим Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 гг., предусматривалось финансирование ювенальных судов, однако эти планы реализованы не были. Вместе с тем Российская Федерация является правовым государством, в котором общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Деятельность правоохранительных и иных органов всех ветвей власти нашей страны входит в общемировую систему комплексного обеспечения законных прав и интересов несовершеннолетних, профилактики преступности среди несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, а следовательно должна соответствовать международным стандартам и принципам. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.» Признание на конституционном уровне приоритета общепризнанных норм международного права и международных договоров перед законами национальными имеет важное значение для интеграции России в международное сообщество. Включение международно-правовых норм в российскую правовую систему способствует формированию институтов правового государства и гражданского сообщества, поскольку значительно расширяет возможности защиты прав и свобод человека и гражданина в стране Основой ювенальной юстиции на международном уровне являются такие международные нормативно-правовые акты как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН о правах ребенка, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Ри-ядские руководящие принципы), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5): Согласно Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме в 1950 г., каждый, (в том числе несовершеннолетний) ,чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективную правовую защиту в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13).Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ч. 1 ст. 6). Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком. Следует отметить, что за свою более чем 109-летнюю историю ювенальная юстиция прошла значительный путь эволюции. Пути ее развития в странах Европы и Северной Америки сходились и расходились в силу различий в базовых правовых системах, но неизменным оставалось одно – особый подход к делам несовершеннолетних, защита их прав как особых субъектов. В ходе развития ювенальной юстиции образовались две классические модели, две системы ювенальной юстиции:

американская и континентальная (французская). Американская модель. США считаются родиной системы ювенальной юстиции в современном мире. Закон 1899 г. штата Иллинойс, касающийся суда для несовершеннолетних, – первый в современной истории, на основании которого 2 июля 1899 г. в городе Чикаго был создан ювенальный суд, положивший начало мировому распространению ювенальной юстиции. В американском ювенальном суде активная роль принадлежит работникам службы пробации, широко используются различные методы изучения личности несовершеннолетнего. Решение о судебном или несудебном рассмотрении дела, об аресте несовершеннолетнего или его освобождении от ареста принимается только судьей. Именно судья по делам несовершеннолетних при содействии группы социальных работников осуществляет первоначальные действия, а также контроль за теми подростками, которых суд направляет в распоряжение различных социальных служб, где они могут быть включены в программы общения с ними. Характерной для американского суда является процедура передачи дела несовершеннолетнего в общий суд или на дальнейшее рассмотрение в суде для несовершеннолетних. Стало правилом, что, если несовершеннолетний совершил деяние, которое может быть подсудно общему уголовному суду, суд для несовершеннолетних может осуществить эту передачу путем специальной процедуры слушания вопроса об отказе в юрисдикции суда по делам несовершеннолетних и о передаче подростка юрисдикции общего суда. Такая процедура касается случаев, когда устанавливается, что несовершеннолетний является делинквентом или лицом, нуждающимся в надзоре. Эта стадия процесса похожа на вынесение приговора в общеуголовном суде. Но в суде для несовершеннолетних выносится решение об институциализации, помещении на режим воспитательного попечения, распоряжение о возмещении ущерба, нанесенного правонарушением, помещении несовершеннолетнего на режим пробации в какое-либо общественное или частное учреждение. Континентальная модель. Базой континентальной системы является римское право, где особо значима правовая норма (статут) как регулятор общественных отношений и функционирования судебной системы. Французская система ювенальной юстиции занимается как несовершеннолетними правонарушителями, так и детьми, находящимися в опасности. По закону понятие опасности является достаточно широким понятием. Здесь может иметься в виду какое-то физическое неблагоприятное отношение родителей или других взрослых к подростку или проблемы питания, или проблемы родительской заботы, сюда же относятся и неблагоприятные условия, скажем, сексуальные домогательства в отношении ребенка. Защита детства занимается и детьми, которые пропускают школу по тем или причинам, которые убегают из дома, и, конечно вопросы наркомании и проституции рассматриваются тоже. Официальной датой учреждения в масштабах всей Франции системы судов несовершеннолетних, со специализированными судьями, дата, с которой эта система в целом берет начало, – 2 февраля 1945 г., когда был принят Ордонанс, который ввел новую систему по перевоспитанию несовершеннолетних преступников и установил основные принципы всей системы ювенальной юстиции. Первый принцип – это принцип предпочтительности воспитательных мер перед наказанием, карательными мерами. Второй основополагающий принцип – это глубокое знакомство с психологией, с личностью несовершеннолетнего правонарушителя. Третий основополагающий принцип – это специализация судей, которые должны заниматься исключительно делами несовершеннолетних. Важным составляющим как ювенальной юстиции вообще, так и ее французского варианта, является деятельность служб юридической защиты молодежи. Управление юридической защиты молодежи является одним из управлений министерства юстиции Франции . Ее основная задача - воспитание несовершеннолетнего и предупреждение совершения новых правонарушений. Это управление занимается вопросами воспитания и обучения несовершеннолетних, совершивших правонарушение или находящихся опасности и совершеннолетних, не достигших 21 года, испытывающими трудности в жизни в социуме. Идеи ювенальной юстиции постепенно реализуются и в Российской Федерации. Уже имеется опыт Ростовской области как базового региона РФ по специализированному правосудию по делам несовершеннолетних и ювенальной юстиции. В Ямало-Ненецком автономном округе с 2007 г. реализуется проект «Технологии ювенальной юстиции – специализация правосудия в отношении несовершеннолетних как одна из форм защиты прав ребенка», в системе российско-канадского проекта «Усовершенствование работы с молодежью группы риска в РФ». Автором проекта выступила Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ямало-Ненецкого автономного округа. Проект реализуется в рамках российско-канадской программы сотрудничества по развитию Севера (НОРДЕП). Основная цель проекта – разработка рабочей модели внедрения в регионе технологий ювенальной юстиции на основе опыта канадских партнеров и других субъектов Российской Федерации. Авторами проекта были поставлены следующие задачи:

изучить имеющуюся практику Канады и других регионов России по созданию модели применения технологий ювенальной юстиции;

определить направления работы в области профилактики и реабилитации несовершеннолетних группы риска для разработки цельной модели применения технологий ювенальной юстиции для внедрения в г.Салехарде и последующем применении на территории ЯНАО;

усилить роль административных структур и общественных организаций в разработке и усовершенствовании единой модели работы с молодежью группы риска;

создать единый, согласованный всеми участниками проекта программный документ по внедрению системы ювенальной юстиции в г. Салехарде;

улучшить осведомленность населения посредством региональных и муниципальных СМИ для обеспечения полного понимания существующих проблем обществом и выработки положительного отношения к возможным путям их решения. Базовой площадкой для реализации практического этапа проекта определено муниципальное образование город Салехард.

Ключевыми участниками проекта являются: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО г. Салехард, департамент образования администрации МО г. Салехард, управление социальной защиты населения администрации МО г. Салехард, управление по молодежной политике, культуре и спорту администрации МО г. Салехард. Создана рабочая группа по реализации проекта. Начиная с апреля 2007 г., в рамках проекта проведен ряд мероприятий теоретического и практического характера. Среди наиболее значимых следует отметить ознакомительную поездку в г. Оттава (Канада), проведение специализированного семинара для представителей средств массовой информации региона и семинар-практикум с участием канадских экспертов. В результате проведенных мероприятий была достигнута положительная динамика осознания специалистами, работающими в области профилактики правонарушений несовершеннолетних, безнадзорности среди несовершеннолетних, оказания социальных и психологических услуг семьям и несовершеннолетним группы риска, необходимости смещения акцентов в их деятельности от карательного к воспитательному и реабилитирующему принципам. Появилась заинтересованность не только к более глубокому теоретическому изучению ювенальной юстиции как института и отдельных ее методик, но и к практическому применению на местах некоторых технологий ювенальной юстиции. В частности, в ходе семинара-практикума под руководством канадских экспертов его участники, среди которых были представители отдела внутренних дел города Салехарда, сферы образования, социальной защиты, члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований автономного округа, пришли к выводу о необходимости разработки концепции семейной политики в регионе, повышения квалификации специалистов, работающих с несовершеннолетними, пересмотра должностных полномочий социальных педагогов школ, более плотного сотрудничества с представителями судебной власти и муниципальными властями и внутренней реорганизации системы взаимодействия между ведомствами, организациями и учреждениями, занимающихся вопросами несовершеннолетних.

В связи с отсутствием федеральной законодательной базы, позволяющей функционирование ювенальных судов, рабочей группой по реализации проекта было решено начать внедрение технологий ювенальной юстиции со школьных служб примирения. Совместно с администрацией муниципального образования город Салехард было разработан алгоритм создания и функционирования школьной службы примирения, издано соответствующее распоряжение о введении служб применения в средних общеобразовательных школах города в качестве экспериментальной практики. Председателем суда города Салехард было принято решение о выделении специальной комнаты для социальных работников и психологов, куда по определенным дням могли бы обращаться несовершеннолетние и их семьи, дела которых переданы в суд, за консультациями и необходимой помощью. На завершающей стадии проекта рабочей группой должен быть разработан программный документ, в котором будет представлена концепция поэтапного внедрения элементов ювенальной юстиции в Ямало-Ненецком автономном округе, начиная с сентября 2008 г. С введением Дворца правосудия в городе Салехард, планируется выделение отдельных помещений, оборудованных по подобию западных залов судебных заседаний по делам несовершеннолетних. Следует признать, что, несмотря на активную социальную политику, проводимую в Ямало-Ненецком автономном округе, идея реализации проекта не сразу была одобрена как представителями власти, так и специалистами, работающими с несовершеннолетними. Однако по мере проведения консультаций, теоретических и практических мероприятий, изучения опыта таких регионов как Тюменская область, город Москва, Ростовская область, представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав автономного округа, сферы образования, социальной защиты, правоохранительных органов существенно изменили свое отношение и к проекту, и к самой идеи возобновления в Российской Федерации института ювенальной юстиции. Авторы данной работы считают, что изменение отношения специалистов к применяемым ими подходам, признание необходимости перехода от карательных к реабилитирующим принципам работы с несовершеннолетними и предметной индивидуализации работы с семьей являются одним из принципиальных и концептуальных результатов реализуемого проекта. ления в Российской Федерации института ювенальной юстиции. Авторы данной работы считают, что изменение отношения специалистов к применяемым ими подходам, признание необходимости перехода от карательных к реабилитирующим принципам работы с несовершеннолетними и предметной индивидуализации работы с семьей являются одним из принципиальных и концептуальных результатов реализуемого проекта. Таким образом первые шаги в сфере ювенальной юстиции сделаны, впереди интересная, творческая. востребованная работа компетентных государственных органов. общественных организаций. Свой вклад в это дело должна внести и наука , в том числе и сегодняшняя научно – практическая конференция.

 
< Предыдущая   Следующая >