Возмещение вреда, причиненного недостатками товаров |
К вопросу об отграничении потребительских отношений от отношений по возмещению вреда, причиненного недостатками товаров, работ, услугАвтор: Е. Н. КуликоваПроблема разграничения двух видов гражданско-правовых отношений – потребительских отношений, возникающих при продаже товара, выполнении работ и оказании услуг от отношений по возмещению вреда, причиненного недостатками товаров, работ и услуг не только значима в теоретическом аспекте, но и весьма важна в практической деятельности. Обращаясь в суды, граждане – потребители, как правило, не сведущие в праве, не могут надлежащим образом квалифицировать гражданско-правовые отношения, и, как следствие, эффективно защитить свои права, воспользовавшись всеми теми средствами, которые предоставляет им гражданское законодательство. Сравнение потребительских отношений и отношений по возмещению вреда, причиненного недостатками товара, работы или услуги полагаю возможным провести по следующим критериям: по основаниям и целям возникновения правоотношений, по субъектному составу, по требованиям, которые вправе предъявить участники правоотношений, по срокам и основаниям для предъявления последних, а также по основаниям привлечения к гражданско-правовой ответственности. Во-первых, для возникновения потребительских отношений нужно заключить договор, цель которого состоит в передаче товара покупателю, выполнении для него работ или оказании ему услуг. Для возникновения же отношений по возмещению вреда, причиненного недостатками товаров, работ или услуг, как и для других деликтных отношений, разновидностью которых они являются, необходимо: противоправное деяние (действие или бездействие), последствие, причинная связь между ними и вина причинителя вреда. Во-вторых, в потребительских отношениях участвуют с одной стороны – продавец или исполнитель, которыми могут быть зарегистрированные в установленном законом порядке предприниматели – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в соответствии с Преамбулой Федерального закона «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (далее – Федеральный закон или Закон) «продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи», а «исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору»1), а с другой – покупатель («гражданин, приобретающий товар в целях удовлетворения личных, бытовых потребностей не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»2). Следует указать, что в потребительских отношениях при наличии предусмотренных Законом условий могут участвовать изготовитель, уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель. В отношениях же по возмещению вреда участвуют с одной стороны: лицо, продавшее товар, выполнившее работу, оказавшее услугу, а с другой – потерпевший – гражданин или юридическое лицо, имуществу которого причинен ущерб, вследствие недостатков товара, работы, услуги. Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: в потребительских отношениях не участвует юридическое лицо в качестве потребителя, но оно может быть потерпевшим в отношениях по возмещению вреда. Гражданский кодекс Российской Федерации3 в § 3 гл. 59, устанавливая правила о возмещении вреда, в отличие от Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», не называет в качестве обязательного признака, которому должен удовлетворять продавец или исполнитель работы, услуги – осуществление предпринимательской деятельности.Следовательно, важно отметить, что отношения по возмещению вреда вследствие недостатков товара, работы, услуги могут возникнуть и между гражданами не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, что не характерно для потребительских отношений. Объявление: В-третьих, общим признаком рассматриваемых мною отношений является то, что товар приобретается, работа выполняется, а услуга оказывается только в потребительских целях, в целях не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 1095 ГК РФ, Преамбула Закона). В-четвертых, еще одним признаком, присущим как потребительским отношениям, так и отношениям по возмещению вреда, причиненного недостатками товара, работы или услуги является и то, что требования, как по Закону, так и по нормам ГК РФ могут предъявить лица и не состоящие с продавцом, исполнителем в договорных отношениях. В соответствии с Преамбулой Закона потребителем является и то лицо, которое использует товар, работу, услугу, а по смыслу ст. 1095 ГК РФ потерпевший – это лицо, которому причинен вред независимо от того, находился ли он в договорных отношениях с причинителем вреда или нет. В-пятых, срок, в течение которого потребитель вправе обратиться с требованием о возмещении вреда по Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей (ст. 19 Закона)– аналогичен сроку предъявления подобного требования по нормам ГК РФ о возмещении вреда (ст. 1097 ГК РФ). А именно, данное право может быть реализовано в течение срока годности или срока службы товара (работы, услуги), а если срок годности или срок службы не установлен, в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги). В-шестых, основаниями для освобождения от ответственности в потребительских отношениях и отношениях по возмещению вреда являются действие непреодолимой силы, нарушение потребителем правил пользования или хранения товара (ст. 14 Закона, ст. 1098 ГК РФ), а по Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» еще и правил транспортировки товара (ст. 14 Закона). В-седьмых, права потребителя, его требования, которые он вправе предъявить в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» отличаются от требований, которые можно предъявить по нормам ГК РФ о возмещении вреда. В качестве требований, потребителем могут быть заявлены и взыскание неустойки, и компенсация морального вреда, и возмещение убытков, и требования о возврате товара, его замене и другие. В то же время, лицо, вред которому причинен вследствие недостатков товара, работы или услуги по ст. 1095 ГК РФ может воспользоваться только правом взыскания убытков в полном объеме и компенсации морального вреда. Однако, при применении норм ГК РФ, регулирующих отношения по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг следует учитывать положения ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»1. Данная норма устанавливает, что «в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами». Получается, что если вред причинен потребителю, то подлежат применению нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Глава 3 которого посвящена вопросам возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работ, услуг. Причем в Законе предусмотрены в качестве требований, которые вправе предъявить потребитель, и возмещение убытков, и компенсация морального вреда. Следовательно, отпадает необходимость в этом случае применять нормы ГК РФ, дублирующие положения Закона. Но не будут приниматься во внимание положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а возникшие отношения по возмещению вреда, причиненного недостатками товаров, работ, услуг, будут регулироваться только нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда вред был причинен юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (потерпевшему), или если причинителем вреда является гражданин, продавший товар, выполнивший работу или оказавший услугу не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности. Разграничение рассматриваемых мною правоотношений, я хотела бы рассмотреть на примере гражданского дела, возникшего в судебной практике Свердловского областного суда. 1 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 марта 2009 г. № 23-2700-09 Для принятия решения по данному делу обоснованно возникает вопрос о разграничении потребительских отношений, возникающих при продаже товара и отношений по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков работ. Итак, я представила семь критериев разграничения двух видов гражданско-правовых отношений. Однако, как мне кажется, перечень оснований для размежевания таких отношений не исчерпывается приведенными мною в данной работе – могут быть предложены и другие. В целом, такое разграничение позволит верно определить характер возникших между субъектами гражданского права отношений и правильно применить норму материального права. Точное разделение потребительских отношений от отношений по возмещению вреда, причиненного недостатками товаров, работ и услуг способствует более эффективной защите нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, а также снижению количества ошибок, допускаемых в судебной практике в связи с рассмотрением соответствующих категорий гражданско-правовых споров. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|