Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Деятельность прокуратуры РФ





Деятельность прокуратуры РФ

К вопросу о деятельности прокуратуры РФ по защите прав и свобод человека и гражданина

Автор: Л. В. Потапова, И. Г. Слышкин

В условиях формирования гражданского общества и построения правового государства правовая защищенность граждан приобретает особую значимость.

Немаловажную роль в этом процессе играет прокуратура, которая наряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством, судами, адвокатурой, Уполномоченным по правам человека и другими органами (как государственными, так и негосударственными) является гарантом соблюдения прав и свобод личности в Российской Федерации. 

Вместе с тем, только согласованная работа всех обозначенных органов в сфере правозащиты приведет к тому, что в России права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему в силу положений Конституции Российской Федерации, будут неуклонно соблюдаться.

Несомненно, прокуратура – правозащитный орган государства: защита прав, свобод личности, интересов общества и государства – это законодательно закрепленная цель ее деятельности (ч.1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации), тот результат, на достижение которого направлены совокупные усилия прокуроров (и прокурорских работников) всех видов и уровней системы прокуратуры. Вместе с тем полагаем, что о правозащите целесообразнее рассуждать не только как о цели ее деятельности, но и как о ее предназначении, иными словами, защита прав, свобод и интересов личности, общества и государства – суть то, ради чего прокуратура была учреждена и то, на что направлена вся ее деятельность. Правозащита – основа и цель каждого из направлений деятельности прокуратуры (надзорного и ненадзорного), однако в большей степени правозащитный характер проявляется именно при осуществлении надзора.
В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» обозначена самостоятельная отрасль надзора – надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина достаточно широким кругом поднадзорных объектов. Об автономности отрасли свидетельствуют законодательно закрепленные признаки: предмет надзора (ст. 26), полномочия прокурора (ст. 27), акты прокурорского реагирования (ст. 28).

Деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина носит строго мотивационный характер как в случае необходимости пресечения совершаемого нарушения закона, так и в случае его предупреждения.

Особо пристальное внимание прокуратура уделяет защите прав и свобод социально незащищенных слоев населения. В группе риска находятся прежде всего несовершеннолетние граждане, которые в силу возраста и (или) иных причин (отсутствия обоих или одного из родителей, дети из неблагополучных семей и т. п.) самостоятельно в полной мере не способны отстаивать принадлежащие им права.

Объявление:

По данным ИЦ ГУВД по Свердловской области в 2008 г. зарегистрировано снижение подростковой преступности на 21,8 % по сравнению с 2007 г. Несовершеннолетними совершено 4082 преступления (2007 г. – 5220). Удельный вес преступлений несовершеннолетних составил 7 % (2007 г. – 8,5 %).

В частности, на основании данных, приведенных в отчете прокуратуры Свердловской области «О состоянии законности на территории Свердловской области и основных показателях работы органов прокуратуры за 2008 г.» в области по сравнению с 2007 г. возросло число выявленных прокурорами городов и районов нарушений законодательства о несовершеннолетних – 6799 (2007 г. – 4780; + 42, 2 %), в том числе незаконных правовых актов 924 (2007 г. – 512; + 80, 5 %). В целях их устранения принесено 924 протеста (2007 г. – 511; + 80, 8 %), предъявлено в суды 900 исковых заявлений (2007 г. – 660; + 36, 4 %), внесено 1520 представлений (2007 г. – 1013; + 50%). По результатам рассмотрения представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 1704 должностных лиц (2007 г. – 1112; +53, 2 %).

Тем самым эффективность надзора в данном направлении деятельности прокуратуры составила 112, 1 % (2007 г. – 109, 8 + 2 %). По постановлениям о возбуждении дел об административных правонарушениях к административной ответственности привлечено 1467 человека (2007 г. – 1297; + 13, 1 %). По результатам «общенадзорных» проверок возбуждено 318 уголовных дел (2007 г. – 302;+ 5,3 %). В целях предупреждения совершения правонарушений прокурорами объявлено 995 предостережений (2007 г. – 847; + 17, 5 %).

Приведенная выше информация свидетельствует об активизации прокурорского надзора, чему во многом способствует организационная и информационно-методическая работа прокуратуры Свердловской области: прокурорам городов и районов в течение 2008 г. направлено 34 информационных письма с приложением наиболее актуальных актов прокурорского реагирования, 5 методических рекомендаций, 1 обзор.

Усилена работа прокуратуры в сфере надзора за исполнением законодательства о занятости и защите трудовых прав несовершеннолетних. В 2 раза увеличилось количество выявленных нарушений (с 84 до 197); возросло число принесенных протестов (с 8 до 35); представлений (с 20 до 35); лиц, привлеченных к административной ответственности (с 30 до 43)2.

Рост выявленных нарушений законов и, соответственно, принятых мер прокурорского реагирования, отмечен также в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Прокурорами внесено 513 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 440 должностных лиц (2007 г. – 363; + 21,2 %). По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 479 правонарушителей (2007 г. – 463; + 3,5 %), принесено 222 протеста (2007 г. – 220; + 0,9 %), направлено в суды 58 исковых заявлений (2007 г. – 47, + 23 %).

В последние годы участились нападки на прокуратуру, суть которых сводится к высказываниям о наличии чрезвычайно широких для данного органа полномочий в различных сферах общественных отношений. В этой связи возможность сохранения и что более важно – укрепления и усиления правозащитного потенциала прокуратуры Российской Федерации ставится под угрозу.

Проводя экскурс в историю, подчеркнем, что прокуратура возникла, развивалась в России как результат государственных потребностей и во все периоды истории играла особую роль.
Закрепленные в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» нормы о защите прав и свобод личности расширяют востребованность прокуратуры в обществе, более того, прокуратура преследует в своей деятельности уже не только государственный интерес, но и интерес отдельно взятой личности.

Статья 10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» законодательно закрепила право граждан обращаться в органы прокуратуры, в том числе и с требованием защиты своих прав. Реализация этой нормы на практике подтверждает, что в общественном сознании прокуратура ассоциируется с некоим источником справедливости, деятельность которого осуществляется в интересах общества в целом, в интересах отдельно взятого гражданина.

Изучение статистических данных показывает, что доверие к прокуратуре со стороны граждан до сих пор достаточно велико: к примеру, за 2008 г. в прокуратуру Свердловской области поступило 51271 жалоба, из них рассмотрено – 44297. Принципиально реагируя на факты нарушения прав и свобод личности, прокуроры Свердловской областной прокуратуры за 2008 г. применили 465 протестов, 1989 представлений, 658 предостережений, направили в суд 831 исковое заявление в порядке реализации положений ст. 45 ГПК РФ.

Признавая прокуратуру важнейшим государственным институтом, способным оперативно и эффективно защищать права личности, граждане обращались в областную прокуратуру (в 2008 г.) с жалобами, не подведомственными органам прокуратуры, в связи с чем, 13,5 % (6849) от общего числа поступивших жалоб были направлены для разрешения в другие ведомства.
Сегодня, в период реформ, роста и повышения степени общественной опасности преступлений, разрушения нравственной шкалы ценностей, процветания правового нигилизма, объясняемых, в том числе, и последовательно осуществляющемся на законодательном уровне ослаблением роли органов прокуратуры, сохранение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как никогда необходимо.

Многие ученые, исследуя проблему направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, задаются вопросом: прокуратура – это «око государево» или правозащитная организация?

Не совсем логичной представляется сама постановка вопроса: или то, или другое, борьба противоречий. Думается, что речь идет о кажущемся противоборстве, поскольку, обеспечивая охрану общественного интереса, прокуратура, тем самым, защищает от разрушения и интерес частный, ибо служение публичным идеалам не перечеркивает заботу об индивидуальном благе.

Российскому обществу не удалось в полной мере преодолеть последствия экономического, политического, духовно-нравственного кризиса, поразившего его на начальном этапе радикальных преобразований, поэтому, полагаем, нельзя признать обоснованной попытку ограничить правозащитную направленность деятельности органов прокуратуры Российской Федерации на том лишь основании, что осуществление ее должно лежать на плечах других органов государства.

Таким образом, подводя итог, отметим, что прокуратура Российской Федерации – весьма значимый сегмент государства и общества, чья деятельность постоянно на виду, она призвана консолидировать управление и общество, и в этом смысле ее деятельность отвечает общественным ожиданиям, сложившимся еще более двухсот лет назад, соответственно, радикальное реформирование органов прокуратуры, лишение ее правозащитного потенциала может привести к негативным последствиям не только для общества в целом, но и, что более важно, для отдельно взятой личности.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >