Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Выборы президента республики в Европе





Выборы президента республики в Европе

Участие граждан европейских стран в выборах президента республики и его отзыве(конституционная регламентация)

Автор: П. И. Савицкий

Большинство государств Европы – республики, во главе которых находится выборное лицо – президент, избираемый гражданами путем всеобщего, прямого и тайного голосования (Австрия, Болгария, Ирландия, Исландия, Кипр, Литва, Македония, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия) или косвенными выборами – парламентом либо коллегией выборщиков, в формировании которых принимали участие избиратели (Албания, Венгрия, Германия, Греция, Италия, Латвия, Мальта, Турция, Эстония).

Порядок проведения выборов в каждой стране определяется конституцией и законом. Подавляющее большинство конституций закрепляет мажоритарное правило, суть которого состоит в том, что избранным на пост президента республики считается тот кандидат, который получил большинство действительных голосов избирателей.

Вместе с тем конституции европейских государств по-разному определяют это большинство. В одних странах они устанавливают, что из числа баллотирующихся кандидатов избранным в качестве президента республики становится тот, кто получил более половины действительных голосов избирателей, т. е. абсолютное большинство: Австрия (ч. 2 ст. 60), Болгария (ч. 3 ст. 93), Кипр (п. 2 ст. 39), Литва (ст. 81), Польша (п. 1 ст. 127), Португалия (п. 1 ст. 126), Словакия (п. 4 ст. 101), Финляндия, Франция (ст. 7)1. В конституциях других государств говорится о необходимости набрать большинство действительных голосов избирателей: Исландия (ст. 5), Македония (ст. 80), Румыния (п. 2 ст. 81), Словения (ст. 102), Хорватия (ст. 95). При этом в конституциях всех этих страна, за исключением Исландии и Словении, закреплено, что если ни один из кандидатов на пост президента республики не получит установленного большинства голосов избирателей, то вопрос об избрании решается через определенный промежуток времени.

Применительно к повторному голосованию конституции используют различную терминологию: в Болгарии и Финляндии предусмотрены новые выборы, в Литве и Польше – новое голосование, в Македонии, Португалии и Франции – второй тур голосования, в Австрии, Румынии и Словакии – второй тур выборов, в Хорватии и на Кипре – повторные выборы. Однако независимо от названия судьба претендентов на пост президента республики, как правило, решается на этом втором этапе выборов.

Конституции многих европейских стран (Австрия – п. 2 ст. 60, Болгария – п. 4 ст. 93, Кипр – п. 2 ст. 39, Литва – ст. 81, Македония – ст. 81, Польша – п. 5 ст. 127, Португалия – п. 3 ст. 126, Румыния – п. 3 ст. 81, Словакия – п. 4 ст. 101, Финляндия – § 54, Франция – ст. 7, Хорватия – ст. 95) устанавливают, что во втором туре на пост президента республики могут баллотироваться только два кандидата, получивших наибольшее число действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании в первом туре, по сравнению с другими кандидатами и «не снявших свои кандидатуры», как говорится, например, в Конституции Португалии (п. 3 ст. 126) или, как записано в Конституции Франции, «с учетом случая, когда опережающий кандидат снимает свою кандидатуру» (ст. 7).

Объявление:

По результатам второго тура избранным президентом республики считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей: Болгария (п. 4 ст. 93), Литва (ст. 80), Финляндия (§ 54), Хорватия (ст. 95). Кипр (ст. 39), Словакия (п. 4 ст. 101) или абсолютное большинство голосов: Франция (ст. 7), Македония (ст. 81).

Конституции отдельных стран закрепляют при этом некоторые особенности. Так, в Литве, если в первом туре участвовало только два кандидата и «ни один из них не набрал необходимого числа голосов, проводятся повторные выборы» (ст. 81). Аналогичная норма содержится и в Конституции Македонии, согласно которой «если во втором туре голосования ни один из кандидатов не получил необходимое большинство голосов, повторяется вся процедура выборов» (ст. 81).

В Словакии, если на второй тур выборов останется один кандидат, этот тур не проводится и председатель парламента Словацкой Республики назначает в установленный срок новые выборы (п. 5 ст. 101).

По-разному решается вопрос, если на пост президента республики выдвинут только один кандидат. Например, в Ирландии (п. 5° ст. 12), Исландии (ст. 5) и Финляндии (§ 54) он считается избранным без голосования. «Если же на выборах выдвинут один кандидат, – говорится в Основном законе Финляндии, – он или она признается избранным президентом без выборов».
Несколько по-другому регулируется подобный вопрос Конституцией Македонии: «Если на должность президента выдвинут один кандидат и в первом туре он не получил необходимое большинство голосов, повторяется вся процедура выборов» (ст. 81). В Конституции Словакии такая ситуация регулируется иначе. В ней закреплено, что «если на пост президента претендует только один кандидат, голосование проводится только по его кандидатуре». Для того чтобы быть избраным президентом республики, кандидат должен получить больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 6 ст. 101).

Своеобразно определяется порядок голосования на президентских выборах при условии выдвижения одного кандидата в Австрии. Так, в соответствии с п. 1 ст. 60 Федерального конституционного закона, «если на выборах баллотируется только один кандидат, то выборы должны быть проведены в форме голосования «за» или «против» кандидата».

В Ирландии, в отличие от всех других европейских государств, голосование за президента республики осуществляется «по системе пропорционального представительства с применением единого передаваемого голоса» (п. 30 ст. 12 Конституции). Согласно данной избирательной системе каждый избиратель, имея один голос, делает в бюллетене свои отметки (преференции) цифрами 1, 2, 3 и т. д., указывая тем самым последовательность, в которой он желал бы видеть их избранными. «Иначе говоря, – пишет Б. С. Крылов, – избиратель как бы показывает, что если кандидат, обозначенной цифрой «1», не соберет достаточного для избрания числа голосов, то голос данного избирателя должен быть учтен при избрании кандидата, обозначенного цифрой «2» и т. д.».

Конституции европейских стран регулируют и вопрос действительности результатов выборов на должность президента республики. В Болгарии «споры относительно законности» выборов президента решаются Конституционным судом в месячный срок после выборов (п. 6 ст. 93). Аналогичным образом он решается конституциями Румынии (п. 1 ст. 82) и Словакии (п. 9 ст. 101).

В отличие от указанных стран, в Польше «действительность выборов» президента подтверждается не органом конституционного контроля, а Верховным судом (п. 1 ст. 129), и здесь избиратель вправе обратиться в эту высшую судебную инстанцию «с протестом против действительности выборов Президента Республики» (п. 2 ст. 129). Если в процессе рассмотрения заявление (жалоба) о недействительности выборов подтверждается, то проводятся новые выборы.

В ряде европейских странах (Австрия, Исландия, Румыния, Словакия и др.) избиратели могут участвовать в отзыве президента республики, что в частности, применительно к Австрии и Исландии А. В. Черкасов рассматривает как своеобразный механизм ответственности президента.

Конституции государств, закрепляющих возможность отрешения президента республики от должности до окончания срока полномочий, используют в своем тексте различные термины: в Австрии и Румынии «он может быть отстранен от должности» (соответственно п. 6 ст. 60 и ст. 95), в Исландии «слагает свои полномочия» (ст. 11), в Словакии президента можно «отозвать с его поста» (п. 1 ст. 106), в Латвии речь идет о смещении президента (ст. 50).

Возможность отстранения президента республики от должности до истечения его полномочий «на основании народного голосования» предусматривает Федеральный конституционный закон Австрийской Республики (п. 6 ст. 60). Такое голосование должно быть проведено по требованию Федерального Собрания (парламента Австрии), состоящего из Национального Совета (нижняя палата) и Федерального Совета (верхняя палата). Федеральное Собрание для этой цели созывает Федеральный канцлер, но решение о созыве парламента принимает Национальный Совет большинством в 2/3 голосов в присутствии на заседании не менее половины списочного состава депутатов. Если народное голосование за отстранение от должности Федерального президента состоялось, то возможен один из двух вариантов: либо его уход в отставку в соответствии с волей большинства избирателей, участвовавших в голосовании, либо отклонение предложения об отстранении президента от должности. Последнее равнозначно его новому избранию и влечет за собой роспуск Национального Совета, а следовательно, проведение внеочередных выборов в нижнюю палату парламента.

В Исландии уголовное преследование против президента «может быть возбуждено только с согласия Альтинга» (ст. 11 Конституции) путем принятия резолюции, одобренной – 3/4 его членов. На основании этой резолюции должен состояться референдум: если предложение о досрочном сложении президентом республики полномочий одобряется большинством голосов, то он оставляет свой пост.

Аналогичная норма содержится и в Конституции Словацкой Республики (ст. 106). Постановление по этому вопросу принимает парламент (Национальный совет) не менее чем 3/5 голосов всех депутатов, после чего в установленный срок председатель парламента «объявляет о назначении народного голосования об отзыве президента». Если в ходе проведенного голосования за отзыв высказалось более половины всех избирателей, то президент считается отозванным». При отрицательном решении на данном голосовании у президента начинается новый срок полномочий с момента обнародования результатов. Одновременно президент распускает парламент, а председатель Национального совета назначает внеочередные выборы в парламент.

В Румынии голосование избирателей по вопросу об отстранении президента от должности регулируется ст. 95 Конституции: «В случае совершения тяжких деяний, которыми нарушаются положения конституции, Президент Румынии может быть отстранен от должности» (п. 1 ст. 95). Конституция определяет и порядок этой процедуры. Во-первых, предложение об отстранении президента от должности вправе выдвигать не менее 1/3 от численного состава членов Палаты депутатов и сенаторов. Во-вторых, решение об отстранении президента принимается на совместном заседании обеих палат парламента «большинством голосов депутатов и сенаторов после консультации с Конституционным судом». В-третьих, если предложение об отстранении президента от должности парламентом одобряется, то в установленный срок «назначается референдум для смещения президента». Однако в Конституции Румынии, в отличие от конституций Австрии и Словакии, ничего не говорится о последствиях голосования избирателей на состоявшемся референдуме.

На практике в Румынии данная статья Конституции была применена в 2007 г. 19 апреля парламент по итогам доклада специальной парламентской комиссии, выявившей ряд нарушений Конституции со стороны главы государства, принял решение об отстранении президента Румынии Траяна Бэсэску от должности. Выводы комиссии поддержал Конституционный суд Румынии.

Румынские избиратели на референдуме 19 мая 2007 г. в ходе голосования должны были ответить на вопрос: «Согласны ли вы или нет с отстранением от должности президента Румынии Траяна Бэсэску?». В его поддержку высказались 74,38 % избирателей, против него – 24,75 %.

В Латвийской Республике, где президент избирается парламентом, вопрос о досрочном его смещении, в том числе и путем народного голосования, обусловлен взаимоотношениями между главою государства и парламентом (ст. 48, 50, 51 Конституции). С одной стороны, в соответствии со ст. 51 Конституции Сейм по предложению не менее половины всех депутатов «может постановить о смещении Президента Республики». Но такое решение должно быть принято большинством голосов не менее 2/3 всех членов Сейма. «Однако Конституция не приводит ни одного основания для подобного решения Сейма, – отмечает Н. Ю. Трещетенкова. – Очевидно, что столь значимый по своим последствиям механизм при отсутствии четкой, именно конституционной фиксации оснований отрешения президента способен обострить политическую ситуацию».

С другой стороны, ст. 48 Конституции предоставляет Президенту республики право возбудить вопрос о роспуске Сейма. В этом случае его судьбу должно решить народное голосование. «Если больше половины участников референдума выскажется за роспуск Сейма, то он считается распущенным и назначаются новые выборы». Но возможно и другое последствие результатов народного голосования: «Если в ходе референдума абсолютное большинство его участников выскажутся против роспуска Сейма, то Президент Республики считается смещенным и Сейм избирает нового Президента Республики на оставшийся срок смещенного Президента» (ст. 50).

Но все эти предусмотренные конституциями народные голосования происходят не по инициативе народа, а по решению главы государства или представительных органов – парламентов, избранных населением депутатов, которые участвуют в принятии решения о проведении народного голосования.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >