Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Формирование юридической доктрины





Формирование юридической доктрины

Формирование юридической доктрины в России

Автор: О.И. Цыбулевская

Мир на рубеже тысячелетий испытывает глубокие перемены. Последнее десятилетие свидетельствует о том, что нарождается новый миропорядок с его обновляющейся международно-правовой основой. Глобализация — неоднозначный, чрезвычайно сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, это естественное, неудержимое распространение достижений человечества – науки, технологий, культуры, образования – по всей планете. С другой стороны, движение в сторону все более глубокого расчленения мирового сообщества на мир богатства и нищеты.

Главными «моторами» глобализации являются транснациональные корпорации. Мощные ТНК формируют разветвленные сети своих производственных подразделений, что ведет к сетевому рынку, на котором сражаются титаны, а подавляющая часть остальных производителей - «средний, мелкий и прочий бизнес» – непосредственно или опосредованно связана с делами ТНК. Сегодня в мире насчитывается порядка 40 тысяч транснациональных корпораций, первые сотни из которых «вращает» капитал в пределах 1,5 триллионов долларов.

Глобализационные процессы затрагивают сегодня практически все сферы жизнедеятельности нашего общества. Они прямо или опосредованно воздействуют на культуру, политику, мораль и право. Одним из негативных моментов глобализации является то, что она так или иначе связана с нивелировкой и обезличиванием индивидуальности государств и рекультурализацией народов. Как справедливо подметили Р. Менон и У. Вимбуш, «идентичность, основанная на мифе, языке, религии и культуре, может оказаться недостаточно крепкой для сохранения целостности этих государств перед лицом глобализации». В этом смысле обращение к отечественной юридической традиции, правокультурным ценностям может сыграть компенсирующую роль.

Российское право, имея свои собственные исторические, социально-политические, духовные, национальные основы, всегда было и остается самобытным, уникальным, самостоятельным правом, тесно взаимодействующим с романо-германским, англосаксонским и другими правовыми семьями. Творческий характер российского права способствует систематическому генерированию принципиально новых идей.

Современному российскому обществу необходимо правовая идеология, которая соединила бы лучшие достижения отечественной и общечеловеческой правовой культуры и которая смогла бы противостоять разрушительным тенденциям.

Объявление:

Возникновение духовного вакуума вследствие крушения прежней системы ценностей, а также отказа от ложной идеи деидеоло-гизация требует выработки национально-правовой доктрины. В качестве объединяющих предлагаются различные идеи: национальное самоутверждение, государственность, религиозное возрождение, цивилизм с неотчуждаемым правом каждого на гражданскую собственность и др.

На наш взгляд, общечеловеческие ценности вполне несут в себе интегрирующее начало. Они — следствие исторического и социокультурного развития данного народа. Настало время обратиться к фундаментальным ценностям — гуманизму, справедливости. Наше правовое сознание не может принять право лишь как меру свободы. Оно должно искать в праве прежде всего справедливость, и если оно его не находит, тогда происходит отторжение права, снижается его ценность. В этом смысле историческая школа права верно подметила, что обычное право произрастает из недр «национального духа», «глубин народного сознания». И даже крушение всего законодательства не может свести на нет дух права, идею права как всеобщей правильности, добра, справедливости. Изначально праву был присущ высокоморальный смысл. Исследования нравственно-религиозных корней правосознания с точки зрения этимологического подхода подтверждают его гуманистическую сущность:«право», «правда», «справедливость» имеют одну корневую основу. Общий с ними корень и у одного из направлений христианства — православия. Известный русский писатель Ильин называл право формой духовной жизни. Россиянам гуманизм и социальная справедливость привиты всей духовной традицией в отличие от западной юридической психологии, где ведущую роль играют формально-юридические факторы и право сближается в сознании людей с законностью. Следует заметить, что и сейчас мораль занимает приоритетное место среди российских национальных ценностей. По данным опроса Центра социального прогнозирования и маркетинга третьей главной ценностью после жизни и свободы опрошенные назвали нравственность, а законность при этом оказалась лишь на тринадцатом месте.

Государство, создавая идеологию, которая пронизывает все важнейшие сферы жизнедеятельности — экономическую, социальную, политическую, — должно культивировать близкие общественному сознанию моральные ценности. Основной закон воплотил в себе такие выработанные веками ценности, как человек, его права и свободы, достойные человека социальные условия жизни, положение о демократическом правовом государстве, светском государстве. В ранг конституционного принципа возведены понятия честь, достоинство, имеющие моральное содержание. Нравственные установки содержатся и в отраслевом законодательстве, в частности, в главе 8 ГК РФ «Нематериальные блага и их защита» «Статьи 151 и 152 определяют условия и механизмы компенсации морального вреда и защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина. Однако ценности, закрепленные в праве, должны обрести вид системы, так как наблюдается их неравнозначность и разбалансированность. Так, «абсолютизация» естественных прав в обществе, где утеряны религиозно-нравственные идеалы, в определенном смысле таит в себе опасность. Обязанности вытекают из форм бытия человека и являются гарантией устойчивого функционирования общества. В демократическом обществе надо больше говорить об обязанности, долге по отношению к другим людям, государству, природе. Идея единства прав и обязанностей, забытая сегодня в нашей практике, имеет глубокий социальный смысл.

Демократические свободы приобрели в сознании россиян значение самостоятельной ценности. Однако столь желанная и, казалось бы, уже обретенная, она обернулась криминализацией, поразившей все сферы жизни, насилием, коррупцией. В нашем обществе свобода была воспринята как свобода от всех законов: государственных и моральных. В результате у большинства разочаровавшегося в реформах населения теперь наблюдается феномен «бегства» от свободы.

Правовая политика государства должна всячески способствовать обретению личного достоинства российских граждан, не приемлющего никаких форм принуждения человека и, что не менее важно, личной ответственности.

Примечания

1    См.: Логинов В.Т. Можно ли пользоваться глобализаций? Куда меня тащат? // Советская Россия. 17 января 2002 г.
2    См.: Menon R., Wimbush E/ Asia in the 21st Centry/ Power Politics Alive and Well // The National Interest/ Spring 2000. P.85.
3    См.: Российская газета. 28 февраля 1997 г.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >