Образование и воспитание подростков |
Образование как ценностный регулятор воспитания подростков с девиантным поведениемАвтор: Л.К. Фортова, К.А. ГербутПроцессы в системе образования, разворачивающиеся в наше время, имеют целью подготовить молодых граждан общества к решению задач обеспечения комфортного, цивилизованного развития в меняющемся социуме. Подготовка специалистов должна отвечать культурному уровню народа, его традициям, историческим чаяниям, поэтому и цели образования должны быть адекватны культурно-историческому и социально-экономическому развитию общества. Вопрос стимулирования к учебе подростков с девиантным поведением в наши дни приобрел исключительную актуальность.Личность деви-антного подростка – это противоречие между бурным физическим развитием и нехваткой опыта и знаний реализации в социуме. Это – противоречие между стремлением «казаться» и неумением «быть» взрослым. С другой стороны, подростковый возраст характеризуется и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность подростка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Этот период отличается выходом подростка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Если особенности эти не учитываются, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. В конечном итоге эти отклонения могут привести к проступкам и правонарушениям. На наш взгляд, самореализация подростка составляет смысл жизни, важнейшую сторону человеческого бытия. Самореализация – это свобода от защит и манипуляций, духовный рост и постоянный выбор: движение вперед или отступление. Именно образование и есть «движение вперед» к самореализации личности подростка с отклоняющимся поведением Объявление: – сформировать психологическую установку на необходимость получения образования, на самореализацию; Современная система образования остается главным источником воспроизводства и повышения интеллектуального потенциала общества. Выход на новые рубежи обусловливает необходимость разработки технологии обоснования воспитания подростков с девиантным поведением. В.В. Бобров предлагает разделить все знания на три группы: системные, предметные и процедурные. Цель системных знаний – формирование целостного представления о транслируемых явлениях, процессах, объектах; предметные раскрывают количественные и качественные характеристики этих явлений, процессов, объектов; процедурные знания определяют действия по освоению материальной, социальной и духовной действительности. Такой подход позволяет определить оптимальный объем содержания учебных дисциплин, обеспечить межпредметные связи и естественное соотношение между транслируемыми знаниями и формами обучения. Следовательно, считаем, что в основу современной модели образования должны быть положены знания философско-психолого-педагогического и социально-политологического циклов, наиболее полно удовлетворяющие требованиям к воспитанию современного высококвалифицированного специалиста, способного решать нетрадиционные проблемы, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, плодотворно работать самостоятельно и в коллективе, способного самостоятельно повышать свой культурный, научный и профессиональный уровень. Современное развитие общества выдвигает новые задачи перед педагогикой, в частности перед теорией воспитания. Важной представляется разработка научных основ комплексного подхода к организации всего дела воспитания, результатом которого должно явиться обеспечение нравственных основ общества в целом. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|