Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Особенности развития высшего образования

Задачи и особенности развития Российского высшего образования в реалиях начала XXI века

Автор: М.И. Алексеева

Современная российская система образования претерпевает серьезные изменения, направленные на улучшение его качества и повышение конкурентности высшей школы не только на отечественном, но и европейском рынке труда.

Сегодня знание приобретает статус экономической категории, однако первостепенная образовательная задача – не просто готовить узкомыслящих специалистов, отвечающих потребностям той или иной конкретной отрасли, а формировать полноценно развитую личность, способную как на саморазвитие и самореализацию, так и на сознательное приложение своих лучших качеств во благо государства с целью выведения на более высокий уровень развития всех сфер общественной жизни и укрепление позиций отечества на мировом рынке.

«Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации». Поэтому в процессе перестройки российского образования, осваивая передовой зарубежный опыт, необходимо бережно хранить и даже культивировать лучшие традиции и достижения отечественного высшего образования, его фундаментальность и практическую направленность.

Существующая на протяжении почти всего XX столетия традиционная (знаниевая) система отечественного образования по сути сводилась (и по-прежнему в своем большинстве сводится) к обучению, представляющему процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, при котором мало учитывалась личностная позиция ученика, внутренние механизмы его развития и активности. Сегодня, в эпоху необычайной динамичности современной жизни, активного входа российского образования в европейское образовательное пространство нацеленность на узкопрофессиональную подготовку конкурентоспособных специалистов также создает опасность сужения образовательного процесса до прагматической его составляющей. Механическое внедрение современных технологий обучения в учебный процесс не повышает качество образования. Поэтому было бы неверным полностью отказываться от лучших образовательных традиций, в первую очередь – фундаментальности научных знаний как основы формирования мировоззрения студента, а также высокой значимости межличностного общения преподавателя и учащегося, в ходе которого передается не только богатейший профессиональный, но и духовный опыт. Необходимо преломление традиций российского образования (до недавнего времени признаваемого мировым сообществом одним из лучших) к реалиям нового века, обогащение ими образовательных инноваций, характеризующихся вариативностью и гибкостью форм и способов организации образовательного процесса. Традиционное и инновационное образование «взаимосвязаны, взаимоопределяют и взаимно предполагают друг друга». В своем гармоничном единстве они, бесспорно, способны перевести российское образование на более высокий уровень развития, соответствующий европейским стандартам качества, предоставляя возможности для максимального раскрытия потенциалов личности учащегося, становления его активным субъектом учения. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для студента деятельность, требующая проявления собственных усилий, тем эффективнее достигнутые результаты. В современных условиях учащийся и педагог должны обрести эти новые роли по отношению друг к другу. Педагог – это наставник, ведущий. Но учащийся – не ведомый, а активный, самостоятельно мыслящий, заинтересованный в поиске и обретении полезной информации субъект этих отношений.

При этом подчеркнем, что в сложный период становления новой образовательной модели, соответствующей реалиям XXI века, непреходящей остается значимость личности педагога, призванного формировать высокое профессиональное, гражданское и духовное самосознание студентов. Стремление к технократической организации вузовского образования, невнимание к воспитательной его стороне, является ложным и опасным, т.к. «создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов».

Конечной целью реформирования образования должна стать модель подготовки специалистов, которые умеют самостоятельно добывать знания, обладают творческим и критическим мышлением, владеют инновационными технологиями, могут самостоятельно принимать ответственные решения, являются нравственно целостными личностями со сформированной активной гражданской позицией.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >