Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Ориентиры биоэтики





Ориентиры биоэтики

Ценностные ориентиры биоэтики

Автор: С.А. Зубков

В постнеклассической науке вопросы биологического и экологического знания раскрывают новый более прогрессивный вектор развития, коррелируя с этикой. В этой связи появляются такие междисциплинарные научные направления как биоэтика и экологическая этика. Биоэтика, основанная онкологом из США В.Р. Поттером в 1970 году, во-первых, дает возможность осмысления важнейших сведений в области естествознания. 

Во-вторых, предлагает метод использования достижений науки и техники, с целью «выживания человеческого рода и улучшения жизни будущих поколений». Американского происхождения и первое внедрение дисциплины «биоэтика» в систему академического образования. Заслуга здесь принадлежит основателю института Кеннеди А. Хеллегерсу. Хеллегерс заменил традиционный термин «врачебная мораль» на концепцию биоэтики и внедрил ее «в область биомедицинских наук, политики и средств массовой информации».

Важнейшие биоэтические ориентиры, базируются на ценности человеческой личности и правах человека. Личность, с одной стороны, обладает правом на собственную жизнь, то есть возможностью распоряжаться своим телом, органами, геномом, но с другой ограничена принципом неприкосновенности по отношению к своей жизни. Это одна из дилемм, которая характеризует жизнь людей. Техногенная цивилизация способствует злоупотреблению человеком своего права на жизнь. Тем не менее, философия здравого смысла и религиозное сознание склоняют личность к выбору в пользу неприкосновенности того, что создано самой природой, самим Богом.

Среди ряда проблем биоэтики прежде всего следует упомянуть: клонирование, аборты, трансплантацию органов, эвтаназию. Вполне уместно прокомментировать некоторые аспекты указанных проблем.

В резолюции Европейского парламента говорится об угрозе экспериментов по клонированию человека, в связи с правом каждого индивида на свою генетическую идентичность.
Однако правительство Австралии поддержало проект создания нескольких сотен клонов человека с целью получения из них стволовых клеток, с последующим уничтожением зародышей. Данный факт свидетельствует о современной тенденции повышения качества жизни за счет дискриминации и подавления других жизней.

Объявление:

Если клонирование – это пока больше «область табу» в науке, то проблема аборта (искусственного прерывания беременности) получила массовое распространение и легализацию. Здесь образовались два лагеря. Одни за то, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия и, следовательно, вмешательство в данную жизнь недопустимо. На их стороне, в том числе и религия. Другие считают, что мать (родители) имеют право на аборт.

В Международной федерации планирования семьи, филиал которой представлен и российской ассоциацией, зафиксировано право на репродуктивный выбор. В качестве составляющей такого права представлена гарантия безопасного и легального аборта. «Право на репродуктивный выбор основывается на праве человека распоряжаться собственным телом и означает моральную автономию личности в вопросах сексуальности и деторождения».

С данной проблемой связана этика ответственного деторождения. «Решение иметь ребенка является одним из важнейших решений семейной пары, и деторождение есть одна из основных целей брака, ибо в результате появляется на свет новая человеческая личность». Вопросы, связанные с деторождением и числом детей не должны навязываться государством; они относятся к числу семейных прав и прав личности.

Этика пересадки органов связана с защитой жизни, как донора, так и получателя. Живому донору не должен быть нанесен непоправимый вред здоровью. При возможности реального спасения жизни пациента, получающего орган, может вставать вопрос о жертве дарителя органа. В любом случае, все стороны должны быть осведомлены: донор – о риске последствий, а получатель – о риске имплантации.

Большинство проблем современного мира, на которые пытается найти рациональное решение биоэтика, порождены гедонистической тенденцией развития цивилизации. Эвтаназия – яркий тому пример. «Для современной культуры именно боль и страдание становятся наиболее отрицательными ценностями и вызывают отвращение».

Принято различать пассивную и активную эвтаназию. Пассивная эвтаназия заключается в отсутствии или прекращении лечения, поддерживающего жизнь. Активная форма «легкой и спокойной смерти» – «преднамеренное вмешательство с целью прервать жизнь пациента, например, путем инъекций препарата, вызывающего летальный исход».

Поттер указывал на необходимость распространения новой науки – биоэтики на всю биосферу, абстрагируясь от узкой сосредоточенности исследования на человеке. Указанная перспектива развития еще больше объединяет близкие по содержанию области знания: биоэтику и экологическую этику.

Глобальный экологический кризис на Земле меняет так же и приоритеты этического исследования. Современный гуманизм распространяется не только на представителей человеческого рода, но и на все остальные формы жизни, обитающие на нашей планете. Принято уже говорить о «золотом правиле экологии»: «Относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе»1 Данное осмысленное отношение к окружающей нас природе, несет глубокую этическую нагрузку и способно изменить не только отдельную личность, но и все человеческое общество.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >