Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Морально-этические аспекты экономики





Морально-этические аспекты экономики

Морально-этические аспекты Российской экономики: философские традиции и современность

Автор: Н.В. Мануйлов

Проблема, которую мы намерены поставить, состоит в том, что капиталистическая форма рыночной экономики, воссоздаваемая в современной России, была выработана в традиции протестантской этики. В современной России возрождается этика православия. В этой связи вопрос о совместимости рыночной экономики с морально-этической традицией России должен стать актуальным и подвергнут всестороннему обсуждению.

Принципиальная испорченность человеческой природы – отправной пункт протестантизма. Отсюда чуждая этике православия идея человека как орудия Бога: человек согласился считать себя средством в земной жизни, поскольку быть таковым его предопределил Бог. «Не Бог существует для людей, а люди для Бога». Выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. Богатство получает моральное оправдание только как следствие выполнения профессионального долга.

Открытию капиталистической формы рыночной экономики способствовала возникшая в протестантизме чуждая этике православия идея избранности: одних людей Бог избрал к спасению, других к гибели. «Капиталистический успех брата по секте, в том случае если он был достигнут праведным путем, свидетельствовал об избранности человека и о нисхождении на него благодати»1. Следствием идеи избранности явилось образование непреодолимой пропасти между избранными и неизбранными, породившей бесчеловечного человека. «Божественная милость, дарованная избранным и поэтому «святым», требовала не снисходительности к грешнику и готовности помочь ближнему своему в сознании собственной слабости, а ненависти и презрения к нему как к врагу Господню, отмеченному клеймом вечного осуждения».

Современная форма капиталистической экономики уже не нуждается в том, чтобы отождествление человека с орудием было религиозно оправдано. Она исходит из того, что «человек существует для дела, а не дело для человека», и добивается этого, воспитывая и создавая необходимых ей хозяйственных субъектов – предпринимателей и рабочих – посредством экономического отбора. Более того, установки современного капитализма не согласуются с идеей аскетизма в протестантизме. Существующая форма рыночной экономики не может успешно функционировать, не поощряя потребление. Поэтому современное общество – это общество потребления.

При таком положении вещёй идея избранности не исчезает, только человек чувствует себя избранным потому, что его в качестве успешного инструментального средства выбирает капиталистическая форма хозяйствования. Критерием оценки человека в качестве такого средства выступает уровень потребления. По словам Э. Фромма, потребление – это одна из форм обладания. Человеку представляется, что «сущность бытия заключается именно в обладании, что человек – ничто, если он ничего не имеет».

Объявление:

По этой причине образуется пропасть между избранными и неизбранными. Человек, ничем не обладающий, для избранного есть ничто, ничтожество. Поэтому не исключается возможность появления у избранного чувства превосходства по отношению к неизбранным, презрения к ним, что не может не вызвать со стороны последних зависть и ненависть к избранным. Это говорит о том, что современная форма капиталистической экономики воспроизводит бесчеловечного человека. Выступая на церемонии вручения Нобелевской премии мира (1952 г.), А. Швейцер отметил, что «чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся».

Возрождение православия в России – это возрождение морально-этической традиции, в соответствии с которой нравственно осуждается почитание материального богатства высшей ценностью, а следовательно, возрождение традиции, противодействующей обесчеловечиванию человека. Однако не приведет ли возрождение названной традиции к восстановлению открытого Н.Бердяевым дуализма русского человека. С одной стороны, указывал философ, для русского человека характерно почитание святости. Поэтому он никогда не будет почитать материальное богатство высшей ценностью. С другой же стороны, русский человек осознает, что святость слишком высока, а следовательно, недоступна для него. А раз нельзя быть святым, то не так уже важно, в каком состоянии находиться – «в свинском» (Н.Бердяев) или нет. И как следствие «русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели».

В этой связи считаем необходимым привлечь внимание к творчеству С.Булгакова, в котором предпринята попытка согласовать морально-этическую традицию православия с рыночной экономикой. Вместе с тем, как нам представляется, значение творчества философа далеко выходит за пределы проблем российской действительности. Усвоение наследия С.Булгакова может быть полезным в поисках путей выхода из кризиса, с которым столкнулась современная цивилизация.

Актуализация творчества С.Булгакова необходима прежде всего потому, что в нем наиболее полно поставлена проблема гуманизации человека. Гуманизация человека в качестве необходимого условия выживания человечества должна быть выдвинута на первый план. В конечном итоге кризис экологический, антропологический и духовный – это следствие бесчеловечного отношения человека к природе и самому себе.

С точки зрения С.Булгакова, нельзя религиозно санкционировать в качестве высшей ценности то, в чем люди не равны, так как обязательно появятся избранные. Человечный человек – это человек, полагающий в качестве высшей ценности любовь. Люди равны в любви, т.е. равны как нравственные существа. Поэтому религиозную санкцию должна получить любовь. В этом случае люди будут равны в Боге. Вследствие этого у них отсутствует причина быть в Боге бесчеловечными.

Материальное богатство, подчеркивает С.Булгаков, порождает порочность в человеке, лишь выступая в качестве высшей ценности. «Можно иметь обширную собственность и быть от нее духовно свободным... и, наоборот, можно быть бедняком, не имеющим почти никакой собственности и сгорающим от чувства любостяжания, жадности, зависти к имущим». Поэтому православие нравственно осуждает капиталистическую форму рыночной экономики, если в ней в качестве высшей ценности провозглашается материальное богатство, так как она порождает вследствие этого насилие и ненависть. Христианство «может благословить только строй, воплощающий начала любви, свободы и равенства».

В то же время С.Булгаков указывает, что капиталистическую форму рыночной экономики, полагающей человека в качестве орудия, что противоречит пониманию человека как образа и подобия Бога, в данный момент непосредственно нельзя устранить, не подвергая опасности самого существования общества. Поэтому человек не может отнестись к ней только внешним образом, как к постороннему для него факту. Участвуя в ней, люди должны в известной степени принять ее, а следовательно, нравственно принять и капиталистическую собственность, но только в качестве обязанности, налагаемой на них обществом. «До тех пор, пока известный экономический строй, в данном случае капитализм, остается непоколеблен-ным и представляет общее условие исторического существования, такая собственность налагает пред обществом весьма серьезные и ответственные обязанности на того, кому она досталась».

Как нам представляется, такое отношение к рыночной экономике согласуется с традицией православной этики.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >