Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Гламур как культурный феномен





Гламур как культурный феномен

Гламур как социокультурный феномен современного мира

Автор: Е.В. Сатарова

Современное состояние российского общества расценивается как критическое. Политические процессы в современной России идут по пути реставрации: отмечается усиление авторитаризма, ксенофобии, самоизоляции на фоне отсутствия национальной идеи и внятной идейной политической риторики. В этих условиях государственная идеология замещается идеологией гламура, безыдейной, упрощенной незамысловатой формой, ставшей легитимной в эпоху «заката метанарративов». Публицист Лев Рубинштейн определяет гламур как общественный и культурный мейнстрим нашего времени: «Гламур – по крайней мере, в местном изводе – это не просто философия потребления и жизненного успеха, выраженного в товарно-денежном эквиваленте. Это очередная русская мечта, очередная великая утопия, эрзац национальной идеи».

Такое широкое понимание гламура в целом характерно для российской культурологической мысли. Тотальность гламурной культуры выражается, по замечанию культуролога Д. Голынко-Вольфсона, в авторитарности гламура и его стремлении безраздельно контролировать большинство зон культурной активности: «Гламур сегодня – продукт глобализацион-ных технологий, направленных на унификацию и усредненность любых поставляемых на художественный рынок символических ценностей. Экспансия гламура во многие сферы культурного производства зачастую «держит под колпаком» всех участников художественного процесса: и художника, и критика, и зрителя, и куратора, заставляя их подстраиваться к ценностным критериям, диктуемым новыми гламурными тенденциями». Заметим, однако, что речь здесь идет, прежде всего, о художественном процессе. Гламур выступает в качестве некой эстетической формы. Мы же понимаем под гламуром некую логику культурную, экономическую, технологическую и политическую.

Действительно, в узком понимании гламур, бытующий в пространстве моды и СМИ (в особенности глянцевых журналов), является художественным явлением, возникшим на стыке моды и рекламы, и рассматривается скорее как культурная универсалия. Гламур – это эстетика бытия у А. Долецкой (глав.ред. журнала «Vogue»), атрибут культуры элиты у Н. Ус-кова (журнал «GQ»).

В мультимедийной сфере, в которой гламур осуществляет свою практику, прежде всего, важно его свойство преобразовывать, трансформировать образ человека. Этот образ является иллюзией, замещающей реальные качества объекта, причем иллюзия оказывает визуальное воздействие, вызывая возбуждение и удовольствие от визуального образа. Для гла-мура существенным оказывается элемент театральности, развлечения. И здесь задействованы серьезные, крайне агрессивные технологии, заданные законами рекламы. Жесткость гламурных конструкций выявляется в установке, проиллюстрированной в рекламной компании ЦУМа, проведенной в 2007 году под лозунгом «Кто не в Prada, тот – лох». Как отмечает социолог Д.В.

Иванов: «Толерантность чужда гламуру. Он агрессивен, нетерпим и жесток. В создаваемых им структурах царит племенной дух». При этом мироощущение гламура должно быть только позитивным. В мире гламура нет места всему, что вызвало бы страх, отвращение, печаль. В этой модели бытия принципиально нет трагедии, старости, смерти. Актуальной становится формула «человеку стало лучше», вместо «человек стал лучше». Хотя и это не исключается, а приобретает свой особый смысл. Человек становится здоровей, красивей, моложе.

Ценностями культуры гламура объявляются успех, красота, здоровье, молодость. Гламур остается вне социальных, экономических, политических проблем. Таков гуманистический пафос этически выхолощенной идеологии гламура, продвигаемый силами индустрии моды и красоты в массы, раскручивая маховик консюмеризма.

В широком понимании в современной культурологической мысли гламур уже не рассматривается исключительно как эстетическая категория. Это понятие обретает онтологический статус, перерастает в социокультурный феномен, расширяя свое смысловое поле. Идеология гламура, используемые им технологии, механизмы воздействия на потребителя, выработанные рекламой и транслируемые глянцевыми журналами, экстраполируются на современное общество, политику, экономику, культуру.

Нынешняя эпоха объявляется гламурным веком со свойственными этому веку идеологемами. Журналист и критик Евгений Ермолин дает свое понимание гламура как стиля жизни в эпоху гедонистического авторитаризма, когда и верхи и низы упиваются новыми открывшимися им возможностями для получения удовольствий. По замечанию Д.В. Иванова гламур – уже не только стиль жизни потребителей, которым он собственно адресован: «В массмедиа и в обыденном общении… слово «гламур» превращается в универсальную эстетическую характеристику общества начала XXI века». Любые процессы в сегодняшнем обществе принимают гла-мурную форму. Утверждается новая форма капитализма – глэм-капитализм у Д.В. Иванова, гламурный госкапитализм у А. Колесникова.

Более того в российских интеллектуальных кругах понятие «гламур» получает политическое звучание. В России он мыслится как тотальный социокультурный и политический проект.

В какую бы сферу не проникал гламур, а нас интересует, прежде всего, сфера социальная и политическая, всюду он идет по пути упрощения, снижения культурных смыслов. Социальный пафос деградирует до стеба, характеризующегося циничным, иронично-издевательским тоном. Доминирующим жанром бытописания становится памфлет – свидетельство общественных разочарований. Во многом это явилось реакцией на то, что Л. Рубинштейн называет современной идеологией, в основе которой абсолютная, непререкаемая и, главное, вполне демонстративная легитимность социальной и нравственной безответственности современной политтехно-логической теории и практики.

Это происходит, в том числе по причине возвышения политической номенклатуры. Как отмечает журналист О. Кашин на смену веселым фри-кам в качестве героев светской хроники пришли государственные чиновники. Партийные верха стали новой элитой. Отмечается гламуризация власти, представителями которой являются блестящие кремлевские клерки. И речь здесь идет как о внешних материальных признаках, так и о внутреннем состоянии нынешней политической верхушки. Главной проблемой безусловно становится не возросшее благополучие чиновничьего класса, но эмансипация государства от общества.

Опасность, феномена гламура состоит в том, что потребительский психоз, переживаемый в России, стал культурной идеей, замещающей собой политическую, социальную и культурную программы. Гламурный проект становится иллюзией социальной мобильности и экономического роста. Растущее потребление, вызванное относительным благополучием эпохи высоких нефтяных продаж, скрывает политическую и социальную стагнацию, имеющую место в современной России. В такой ситуации культурный эффект гламура, социально нейтрального, нивелирующего насущную проблематику общественной жизни, является скрытой угрозой гуманистической риторике в современном российском обществе.

 
< Предыдущая   Следующая >