Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Конституционные государственные органы





Конституционные государственные органы

Система конституционных государственных органов в украине: проблемы совершенствования

Автор: В.А. Боняк

В последнее время в политико-правовой жизни Украины произошли масштабные изменения. Конституционная реформа, инициированная в 2004 году, оказала существенное влияние на деятельность органов законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, Президента Украины, систему конституционных государственных органов в целом, определила новые рубежи правового поля. Проблематика совершенствования деятельности этих органов приобретает особую актуальность в условиях становления правовой государственности и гражданского общества, требует закрепления их правового положения. Именно надлежащее функционирование системы конституционных государственных органов реально знаменует демократические преобразования в стране. Важность этих институций в формировании гражданского общества побуждают к дальнейшим научным исследованиям проблематики.

 

Целью данного исследования является разработка теоретических положений и предоставление практических рекомендаций относительно усовершенствования организации и функционирования системы конституционных государственных органов в Украине в условиях становления демократического, социального и правового государства.

Конституция Украины, принятая 28 июня 1996 года, закрепила систему конституционных государственных органов страны. К ним относятся: парламент – Верховная Рада Украины, единственный орган законодательной власти в Украине (раздел ІV); Президент Украины – глава государства (раздел V); органы исполнительной власти: Кабинет Министров Украины, министерства, иные центральные органы исполнительной власти, местные государственные администрации (раздел VІ); судебные органы – суды общей юрисдикции (раздел VІІІ) и Конституционный Суд Украины (раздел ХІІ); органы прокуратуры (раздел VІІ); иные контрольно-наблюдательные органы – Центральная избирательная комиссия (п.21 ст.85), Счетная палата (ст.99 Конституции Украины), Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (ст.101), Совет национальной безопасности и обороны Украины (ст.107 Конституции Украины), Высший совет юстиции (ст.131).

Остановимся на характеристике некоторых из них. Так, ныне действующая Конституция Украины определяет Верховную Раду Украины как общенациональный постоянно действующий, коллегиальный, избираемый, единственный орган законодательной власти. В Украине не существует иных органов законодательной власти, общенациональных или местных, кроме Верховной Рады Украины; не предусмотрена и возможность делегирования ею своих законодательных полномочий. Верховная Рада – общенациональный представительный орган государственной власти, поскольку она имеет право представлять весь украинский народ, граждан Украины всех национальностей, и выступать от имени всего народа. Верховная Рада – однопалатный парламент, который состоит из 450 народных депутатов, избираемых пропорциональной избирательной системой по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий; является полномочным при избрании не менее двух третей от его конституционного состава. Формируется Верховная Рада Украины исключительно свободными выборами (свободное волеизъявление), на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Постоянно действующий характер украинского парламента состоит в том, что народные депутаты избираются в Верховную Раду сроком на пять лет и осуществляют свои полномочия на постоянной основе; работает Верховная Рада сессионно. Порядок работы парламента определен Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины от 19.09.2008. Полномочия Верховной Рады Украины определены в ст. 85 Основного Закона. Выше обозначенные признаки характеризуют свойственное только парламенту место в системе конституционных государственных органов; парламент Украины осуществляет приоритетный вид государственной власти – законодательную, принимает участие в формировании органов исполнительной и судебной власти.
Вместе с тем, в условиях строительства демократического государства для обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина ощущается необходимость усовершенствования законодательства и практики осуществления полномочий Верховной Рады Украины в политической, экономической, социальной, культурной сферах.

Президент Украины, согласно ст.102 Конституции Украины, является главой государства и выступает от его имени; является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Он также обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемственность государства (ст. 106 Конституции Украины). Для обеспечения реализации своих полномочий Президент Украины формирует свой Секретариат, который является дополнительной службой и помогает ему.

Объявление:

Президент избирается на пять лет путем прямых выборов за мажоритарной избирательной системой. Проблема теории и практики выборов Президента Украины приобрела особенную важность во время последних выборов главы государства в 2004 году. Несовершенство избирательного законодательства о выборах Президента и многочисленные нарушения основных принципов избирательного права имели значительный общественный резонанс и привели к Помаранчевой революции, которая, в целом, оценивается как положительное явление в национальной истории государ-ствообразования, но не снимает проблемы надлежащего теоретического и законодательного обеспечения выборов Президента Украины, а также правового статуса главы государства в целом.

К конституционным государственным органам относится система органов исполнительной власти: правительство (Кабинет Министров Украины), министерства и другие центральные органы исполнительной власти Украины, местные органы исполнительной власти в областях и районах, городах Киеве и Севастополе. Компетенция органов исполнительной власти определяется в целом не только Конституцией Украины, но и отдельно Законами Украины «О Кабинете Министров Украины» 2008 г., «О местных государственных администрациях» 1999 г, «О столице Украины – городе-герое Киеве» 1999 г., Конституцией Автономной Республики Крым.

С момента провозглашения независимости Украины и признания одним из ведущих принципов национального государственного строительства принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6 Конституции Украины) происходит последовательное и неуклонное проведение в государственно-правовую жизнь этого принци-па12. Исходя из этого и становление системы органов исполнительной власти происходило в качественно новых условиях. В отличие от советского периода, когда органы исполнительной власти осуществляли основную функцию – функцию государственного управления, сегодня органы исполнительной власти в Украине, это, в первую очередь органы, которые наделены соответствующими государственно-властными полномочиями во всех сферах общественной и государственной жизни. В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» 2004 г., которые вступили в силу с 1 января 2006 года, органы государственной исполнительной власти, наряду с полномочиями регулирования и управления получили качественно новые рычаги влияния на общественную жизнь – политические, государственно-властные. Они фактически реализуют политику коалиции депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины на общегосударственном и местном уровнях.

Кабинет Министров Украины – это высший орган в системе исполнительной власти, ответственный перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины, подконтрольный и подотчетный Верховной Раде Украины. Ключевой политической фигурой в государстве является председатель Кабинета Министров Украины – Премьер-министр Украины. Он назначается Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины. В состав правительства входят также Первый вице-премьер-министр, вице премьер-министры и министры.

Кандидатура для назначения на должность Премьер-министра Украины вносится Президентом Украины по предложению коалиции депутатских фракций у Верховной Раде Украины или депутатской фракции, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Министры обороны и иностранных дел Украины назначаются Верховной Радой по представлению Президента Украины, иные члены правительства назначаются Верховной Радой по представлению Премьер – министра.

Кабинет Министров Украины прекращает свои полномочия перед вновь избранной Верховной Радой Украины, а в случае принятия Верховной Радой резолюции недоверия правительству предусмотрена отставка всего его состава. В этих случаях парламент осуществляет формирование нового состава правительства в порядке и сроки, определенные Конституцией. Кабинет Министров Украины, который сложил полномочия перед вновь избранной Верховной Радой, или отставку которого принято, продолжает исполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного правительства.

Важным звеном в системе органов исполнительной власти являются подведомственные Кабинету Министров Украины центральные органы исполнительной власти, такие, как министерства, государственные комитеты (государственные службы), иные государственные органы со специальным статусом, которые составляют систему органов исполнительной власти.

Существенное место в системе органов исполнительной власти занимают местные государственные администрации, которые являются местными органами исполнительной власти в областях, районах, районах Автономной Республики Крым, городах Киеве и Севастополе. Местные государственные администрации – органы государственной власти, функционирующие на принципе единоначалия. Властные полномочия реализуются единолично их руководителями, председателями местных государственных администраций, которых назначает и увольняет с должности Президент Украины по представлению Кабинета Министров. При исполнении своих полномочий они ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. Местные государственные администрации также подотчетны и подконтрольны советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными и областными советами.

Вместе с тем, важным направлением конституционной реформы в Украине является усиление роли местного самоуправления в стране. В связи с этим предполагается ряд функций органов исполнительной власти на местах передать исполкомам местных советов с последующей ликвидацией районных государственных администраций.

Судопроизводство в Украине осуществляется такими конституционными государственными органами как Конституционный Суд Украины и судами общей юрисдикции (местные, апелляционные, высшие). Суды общей юрисдикции – это самостоятельные государственные органы судебной власти, которые осуществляют правосудие путем гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с Конституцией и законами Украины. Система судов общей юрисдикции строится по принципам территориальности и специализации, она находится в постоянном развитии. Одним из актуальных вопросов нынешнего этапа ее становления является создание эффективной системы административных судов, которые отсутствовали до 2005 года; кроме этого учеными и практиками активно изучается вопрос об эффективности объединения гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Конституционный Суд Украины, как конституционный государственный орган, в соответствии со ст. 147 Конституции Украины, является единственным коллегиальным органом конституционной юрисдикции в стране, который решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

Независимым конституционным государственным органом является прокуратура. Прокуратура Украины – самостоятельный орган государственной власти, действующий в системе правоохранительных органов, он не принадлежит ни к одной ветви власти. Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура, прокуратура Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуратуры, а также военные прокуратуры.

К иным контрольно-наблюдательным органам относятся такие конституционные государственные органы, как, Центральная избирательная комиссия, Счетная палата, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Совет национальной безопасности и обороны Украины, Высший совет юстиции.

Таким образом, нынешний этап конституционного развития Украины направленный на обеспечение главной идеи – построение гражданского общества. Для этого в Украине существует стройная система конституционных государственных органов, закрепленная в Основном Законе государства. Ее основополагающими элементами являются: Верховная Рада Украины (парламент); Президент Украины – глава государства; Кабинет Министров Украины (правительство), министерства, иные центральные органы исполнительной власти, местные государственные администрации; судебные органы – суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины; органы прокуратуры; иные контрольно-наблюдательные органы – Центральная избирательная комиссия, Счетная палата, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Совет национальной безопасности и обороны Украины, Высший совет юстиции. Однако для демократического правления, реализации главной обязанности государства – утверждения и обеспечения прав и свобод человека в первую очередь необходимо законодательное обеспечение функционирования всей системы конституционных государственных органов: Верховной Рады Украины – в законе о Регламенте, Президента Украины – в законе об осуществлении конституционного статуса Президентом и его аппаратом, органов исполнительной власти – об организации их деятельности. Существенное значение на нынешнем этапе конституционной реформы имеет также законодательное обеспечение процессуальной деятельности судебной системы и правоохранительных органов, определение конституционного статуса прокуратуры и иных конституционных государственных органов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >