Организация вооруженной охраны |
Роль органов милиции в организации вооруженной сторожевой охраны промышленных объектов и государственных учреждений в РСФСР (1922–1924 гг.)Автор: Д.А. ЕринЗначительное сокращение штатов милиции, произошедшее в Советском государстве в период начала 20-х годов привело к тому, что большинство промышленных объектов, в следствие ликвидации промышленной милиции, а впоследствии и освобождения уездно-городских милиций от функции охраны предприятий, к концу 1922 года остались без милицейской охраны. Вместе с тем, если промышленные предприятия, особенно функционирующие, могли обеспечить охрану своего производства за счет организации собственной сторожевой службы, то значительная масса складов принадлежащих различным ведомствам, фактически оставалась без круглосуточной охраны, так как низкая оплата труда сторожей не способствовала притоку желающих поступить на службу, что естественно негативно влияло на качество охраны. К концу 1922 года, исходя из складывающейся оперативной обстановки, местные органы милиции по собственной инициативе начали осуществлять охрану как государственного, так и кооперативного имущества на договорной основе за счет полного финансирования охраны заинтересованными организациями. Неслучайно, начальник милиции РСФСР И.Ф. Киселева, который отмечал что «... после ликвидации различных видов милиции, имевшихся ранее в составе общегосударственной милиции, и ограничение работы последней только выполнением общих задач по охране революционного порядка и безопасности, совершенно естественным стал вопрос о порядке охраны имущества, принадлежащего государству, и организации для этой цели каких-либо специальных видов вооруженной охраны». В большинстве областей и губерний местные органы советской власти и милиции, при отсутствии единого общегосударственного нормативно-правового акта, регулирующего порядок формирования и организации вооруженной сторожевой охраны, пошли по пути организации вооруженной сторожевой охраны – структуры не являющейся штатным подразделением милиции, но формируемой территориальными органами милиции. Причем, в отличие от ведомственных сторожей, эта охрана являлась вооруженной и находилась под контролем милиции, что, несомненно, должно было повысить качество охраны по сравнению обыкновенными сторожами не имеющими права на несение службы с огнестрельным нарезным оружием. Как правило, причиной организации вооруженной сторожевой охраны становилась отрицательная практика организации охраны объектов всех видов собственности в Советском государстве. Так в приказе начальника милиции Владимирской губернии №324 от 6 декабря 1922 года, изданном на основании соглашения с губисполкомом, необходимость организации нового вида охраны была довольно четко аргументирована. «Неумелый подбор сторожей по охране складов, хранилищ и т.д., государственных, кооперативных и частных предприятий, их несоответствие. Отсутствие необходимой подготовки и вооружения не является затруднительным для разграбления охраняемого сторожами…Разграбления складов и хранилищ приносят ущерб предприятиям не только по их принадлежности, но и государству в деле укрепления хозяйственной стороны губернии…», а также общее сокращение числа милиции по всей стране предопределили создание вооруженной охраны. Организационно-правовое обеспечение деятельности вооруженной сторожевой охраной регулировались, как правило, различными постановлениями и положениями, принимаемыми местными органами Советской власти. Представляет значительный интерес «Положение о вооруженной охране складов и хранилищ государственных, кооперативных и частно-коммерческих предприятий» утвержденное 5 декабря 1922 года Владимирским губисполкомом. Как видно из названия данного нормативно-правового акта, перечень объектов подлежащих охране со стороны вновь организуемой структуры, включал в себя предприятия всех форм собственности предусмотренных советским законодательством. Объявление: Согласно «Положению» институт вооруженной охраны организовывался на «…началах коммерческого расчета, в тоже время в своем организационном построении должен представлять из себя тип подсобного милицейского аппарата не похожего в своем составе на простых заурядных сторожей, а сторожей-милиционеров (выделено нами), предназначенных для твердой охраны складов и хранилищ заинтересованных…учреждений». Разработчики этого нормативно-правового акта изначально ставили перед собой цель создать вспомогательную вооруженную структуру подконтрольную милиции, способную обеспечить эффективную охрану имущества различных форм собственности и в тоже время содержащуюся за счет бюджета заинтересованных организаций (зарплата, обмундирование). Особый акцент при организации данного института делался на то, что вооруженная сторожевая охрана, связанная с милицией, будет более выгодна чем «…существующая охрана, которая в не оправдывает себя», так как все ведомственные сторожа не имели права на применение огнестрельного оружия и кроме того, не обладали правами милиции. По замыслу разработчиков преимущества вооруженной сторожевой охраны проявлялись и в том, что милиция, набирая штат сторожей, предъявляла весьма жесткие требования к кандидатам. В первую очередь возрастные (не моложе 22-х и не старше 45лет), грамотные, прошедшие военную службу (в царской или Красной армии), способные владеть оружием. После зачисления кандидатов в штат, милиция брала на себя обязанность обеспечить их двухнедельное обучение в рамках стрелковой подготовки, а также знания основ караульной службы и только «…после испытания каждого в отдельности назначать на посты». Сторожа вооруженной охраны подчинялись непосредственно постовым милиционерам и соответствующим управлениям милиции, включались в постовую ведомость и несли в дисциплинарном отношении административную ответственность, а за недобросовестное несение службы – уголовную. Правовым основанием обеспечения того или иного учреждения вооруженной сторожевой охраной являлся договор (соглашение) составленный в письменной форме между начальником уездно-городской милиции и заинтересованным учреждением или предприятием, заключенный на срок не менее 3-х и не более 6-ти месяцев, в котором оговаривались все условия организации данного вида охраны. Вместе с тем, не смотря на то, что гу-бисполкомом и губмилицией был разработан примерный текст договора, на практике, даже в рамках одного уезда тексты договоров существенно различались друг с другом, что говорило об отсутствии не только должного контроля со стороны губмилиции, но и соответствующего опыта в организации этого вида деятельности. Кроме того, необходимо отметить, что организация такой охраны не являлась обязательной, а осуществлялась исключительно на основе добровольного соглашения, в первую очередь со стороны заинтересованных организаций и учреждений, и руководства уездно-городской милиции. Как показала практика на 17 января 1923 года в городе Владимире только два склада Артсоюза и Губсоюза были взяты под охрану сторожевой охраной в количестве 3-х сторожей. Всего на 1 января 1924 года только 9 объектов города (товарищества, кооперативы, фабрики, торговые ряды) обеспечивались сторожевой охраной и насчитывали 22 круглосуточных, дневных и ночных поста и 38 сторожей. Столь незначительная динамика роста числа охраняемых объектов определялась экономией средств со стороны руководства организаций и предприятий и «..ввиду сокращения накладных расходов». Вместе с тем в Дагестанской АССР, в январе 1923 года для руководства сторожевой охраной при управлении милиции было специально создано промысловое отделение в количестве 35-ти человек, которое заключало договора, осуществляло организацию работы сторожевой охраны республики, охранявшей 18 предприятий (124 поста, 448 сторожей). Вместе с тем, во многих губерниях порядок организации охраны госучреждений, складов, магазинов, а также контроль и взаимодействие с соответствующими структурами со стороны милиции, во многом не соответствовали предъявляемым требованиям. Результаты проверки милиций Донской области в ноябре-декабре 1922 года и Терской губернии в марте 1923 года выявили, что со стороны милиции «…нет постоянной и прочной связи с промышленной охраной, каковая предоставлена сама по себе, как в смысле организации, так и в отношении несения службы». Так, в Пермской и Тюменской губерниях в 1921-23гг. сложилась ситуация при которой караулы и сторожевые посты не регистрировались в милиции, было фактически неизвестно кто и что охранял, при проверке постов со стороны милиции, проверяющие часто затруднялись в определении кто находится на посту «…либо это сторожа, либо воры», так как у лиц осуществлявших охрану отсутствовали какие – либо документы. С целью упорядочения организации охраны, только 22 февраля 1923 года Пермский губернский исполнительный комитет, принял постановление «Об упорядочении несения караульной службы дневными и ночными сторожами», в котором руководители заинтересованных ведомств обязывались осуществлять регистрацию всех обязывались осуществлять регистрацию всех постов и караулов в управлении милиции, с точным указанием места и лиц входящих в состав охраны. Милиция обязывалась выдавать всем сторожам удостоверения, причем такая практика выдачи удостоверений существовала во многих губерниях и осуществлять контроль за несением ими караульной службы. Аналогичное постановление было принято 4 августа 1923 года Тюменским губернским исполнительным комитетом. Таким образом, создание сторожевой вооруженной охраны стало промежуточным этапом в процессе организации обеспечения сохранности всех форм собственности в Советском государстве, под контролем НКВД и формировании ведомственной милиции, как специального вида советской милиции. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|