Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Либеральная концепция целей государства





Либеральная концепция целей государства

Либеральная концепция целей и функций государства во взглядах Вильгельма Фон Гумбольдта

Автор: Д.В. Пожарский

Вильгельм фон Гумбольдт – известный немецкий мыслитель и политический деятель, снискавший себе славу на ниве служения науке и политике. Как ученый В. Гумбольдт – представитель немецкого классического гуманизма, видевший цель истории в реализации гуманистического идеала, заключавшегося, по его мнению, в духовном формировании и всестороннем раскрытии личности. Не последнее место в воплощении данной цели В. Гумбольдт уделял государству, опасаясь за его чрезмерное вмешательство в сферу личной свободы индивида. 

Позже его либеральные взгляды получили развитие в европейской социальной и политической мысли (Дж. С. Милль, Э. де Лабулэ).

Стоит отметить, что В. Гумбольдт как либерал-практик известен своим участием в Венском конгрессе, где представлял интересы Пруссии; выступал сторонником объединения Германии. Позже, будучи министром внутренних дел Пруссии, пытался осуществлять внутренние буржуазно-либеральные реформы.

При первом же ознакомлении с «Опытом установления пределов государственной деятельности» – основной работой нашего персонажа, бросается в глаза его озадаченность, если не растерянность по отношению к проблеме целей государства: «При сравнении замечательнейших государственных конституций и сопоставлении с ними взглядов наиболее выдающихся философов и политиков является, быть может, весьма законное удивление тому, что вопрос, который должен бы был более всего обратить на себя внимание, был так неполно обработан и нашел лишь весьма неточные ответы, – вопрос о том, именно какую цель должно иметь в виду все государственное устройство и какими пределами должно оно ограничить свою деятельность».

Как видим, Гумбольдта волнует не только проблема целей государства в содержательном аспекте, но также в смысле их нормативного регулирования, закрепления. Сегодня, когда проблематика государственного целепола-гания и функционирования по-прежнему на повестке дня, взгляды В. Гумбольдта могут оказаться весьма полезными, причем не только в сугубо научно-теоретическом и методологическом плане.

В самом общем виде все учения о целях государства сходны в одном – это определение их содержания. Пожалуй, не найдется в арсенале человеческой мысли точки зрения, отрицающей наличие у государства стремления обеспечить безопасность и благосостояние своих граждан. В этом смысле учение Гумбольдта не претендует на оригинальность. Вместе с тем, если анализировать вопрос о средствах реализации государственных целей, то здесь Гумбольдт обнаруживает свою явную симпатию либеральной теории и практике.

Прежде всего, необходимо заметить, что Гумбольдт сторонник минимизации государственного участия в реализации такой цели, как забота о положительном (физическом1) благе граждан. Мыслитель приходит к выводу о том, что обычно учреждаемые государством во имя данной цели институты «…имеют вредные последствия и не соответствуют истинной политике, исходящей из высших, но всегда человеческих точек зрения». В основу данного утверждения положены следующие причины:

1.    Дух правительства всегда господствует в каждом из учреждаемых во имя блага граждан институтов;
2.    Подобные институты и учреждения ослабляют силы нации. «Государственные мероприятия, – пишет в этой связи В. Гумбольдт, – всегда более или менее сопряжены с принуждением, но и в том случае, когда его нет, они слишком приучают человека более ожидать чужого поучения, чужого руководства, чужой помощи, нежели самому искать для себя исхода»;
3.    Забота государства о положительном благе граждан вредна ещё и потому, что направлена на смешанную массу и вследствие этого вредит отдельной личности своими мероприятиями, которые применимы к каждому отдельному лицу только со значительными погрешностями.
4.    Устанавливаемые властью институты и учреждения рано или поздно повлекут различные неудобства, главным из которых станет ограничение свободы.

Как видим, В. Гумбольд не приемлет любое проявление государственного воздействия в сфере обеспечения благосостояния граждан.


Другое дело – забота государства об отрицательном благе граждан (безопасности). «Сохранение безопасности, как от внешних врагов, так и от внутренних междоусобий, отмечает ученый, – составляет исключительную цель государства и единственный предмет его деятельности». Причем применительно к реализации данной идеи государство, как правило, не должно быть стеснено в выборе средств.

Любопытно, но несмотря значительный вклад В. Гумбольдта в мировую философско-правовую мысль на его же родине в Германии позже была сформирована доктрина социального государства, постулаты которой, мягко говоря, не совсем согласуются с идеями великого предшественника. Термин «социальное государство» был введен в понятийный арсенал юридической науки Лоренцом фон Штейном, считавшим, что социальная сущность государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. При этом, социальное государство должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа. В определении социального государства, предложенным Л. Штейном содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание социальной роли государства. В частности, отмечалось, что социальное государство должно «поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных, классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

Давая оценку теории целей государства В. Гумбольдта применительно к новейшей истории, мы без труда обнаружим, что средства некоторых из них, по сути, стали девизом тотальной либерализации, проводимой в 90-х гг. прошлого столетия. Сокращение государственного участия в деле обеспечения благосостояния граждан привело к тому, что значительная часть населения в скором после начала либеральных реформ времени оказалась в растерянности, а затем и на пороге бедности либо за ее чертой. Только в начале XXI века государство осознало исключительную важность своего воздействия на социальную сферу и это повлекло принятие государством беспрецедентных за всю историю постсоветской государственности социальных обязательств (национальные проекты).

Что же касается средств реализации цели безопасности, то в данном случае взгляды Гумбольдта оказались весьма живучими в условиях целого комплекса внешних и внутренних угроз безопасности личности, общества и государства.

 
< Предыдущая   Следующая >