Либеральная концепция целей государства |
Либеральная концепция целей и функций государства во взглядах Вильгельма Фон ГумбольдтаАвтор: Д.В. ПожарскийВильгельм фон Гумбольдт – известный немецкий мыслитель и политический деятель, снискавший себе славу на ниве служения науке и политике. Как ученый В. Гумбольдт – представитель немецкого классического гуманизма, видевший цель истории в реализации гуманистического идеала, заключавшегося, по его мнению, в духовном формировании и всестороннем раскрытии личности. Не последнее место в воплощении данной цели В. Гумбольдт уделял государству, опасаясь за его чрезмерное вмешательство в сферу личной свободы индивида. Позже его либеральные взгляды получили развитие в европейской социальной и политической мысли (Дж. С. Милль, Э. де Лабулэ). Стоит отметить, что В. Гумбольдт как либерал-практик известен своим участием в Венском конгрессе, где представлял интересы Пруссии; выступал сторонником объединения Германии. Позже, будучи министром внутренних дел Пруссии, пытался осуществлять внутренние буржуазно-либеральные реформы. При первом же ознакомлении с «Опытом установления пределов государственной деятельности» – основной работой нашего персонажа, бросается в глаза его озадаченность, если не растерянность по отношению к проблеме целей государства: «При сравнении замечательнейших государственных конституций и сопоставлении с ними взглядов наиболее выдающихся философов и политиков является, быть может, весьма законное удивление тому, что вопрос, который должен бы был более всего обратить на себя внимание, был так неполно обработан и нашел лишь весьма неточные ответы, – вопрос о том, именно какую цель должно иметь в виду все государственное устройство и какими пределами должно оно ограничить свою деятельность». Как видим, Гумбольдта волнует не только проблема целей государства в содержательном аспекте, но также в смысле их нормативного регулирования, закрепления. Сегодня, когда проблематика государственного целепола-гания и функционирования по-прежнему на повестке дня, взгляды В. Гумбольдта могут оказаться весьма полезными, причем не только в сугубо научно-теоретическом и методологическом плане. В самом общем виде все учения о целях государства сходны в одном – это определение их содержания. Пожалуй, не найдется в арсенале человеческой мысли точки зрения, отрицающей наличие у государства стремления обеспечить безопасность и благосостояние своих граждан. В этом смысле учение Гумбольдта не претендует на оригинальность. Вместе с тем, если анализировать вопрос о средствах реализации государственных целей, то здесь Гумбольдт обнаруживает свою явную симпатию либеральной теории и практике. Прежде всего, необходимо заметить, что Гумбольдт сторонник минимизации государственного участия в реализации такой цели, как забота о положительном (физическом1) благе граждан. Мыслитель приходит к выводу о том, что обычно учреждаемые государством во имя данной цели институты «…имеют вредные последствия и не соответствуют истинной политике, исходящей из высших, но всегда человеческих точек зрения». В основу данного утверждения положены следующие причины: 1. Дух правительства всегда господствует в каждом из учреждаемых во имя блага граждан институтов; Как видим, В. Гумбольд не приемлет любое проявление государственного воздействия в сфере обеспечения благосостояния граждан.
Любопытно, но несмотря значительный вклад В. Гумбольдта в мировую философско-правовую мысль на его же родине в Германии позже была сформирована доктрина социального государства, постулаты которой, мягко говоря, не совсем согласуются с идеями великого предшественника. Термин «социальное государство» был введен в понятийный арсенал юридической науки Лоренцом фон Штейном, считавшим, что социальная сущность государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. При этом, социальное государство должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа. В определении социального государства, предложенным Л. Штейном содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание социальной роли государства. В частности, отмечалось, что социальное государство должно «поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных, классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». Давая оценку теории целей государства В. Гумбольдта применительно к новейшей истории, мы без труда обнаружим, что средства некоторых из них, по сути, стали девизом тотальной либерализации, проводимой в 90-х гг. прошлого столетия. Сокращение государственного участия в деле обеспечения благосостояния граждан привело к тому, что значительная часть населения в скором после начала либеральных реформ времени оказалась в растерянности, а затем и на пороге бедности либо за ее чертой. Только в начале XXI века государство осознало исключительную важность своего воздействия на социальную сферу и это повлекло принятие государством беспрецедентных за всю историю постсоветской государственности социальных обязательств (национальные проекты). Что же касается средств реализации цели безопасности, то в данном случае взгляды Гумбольдта оказались весьма живучими в условиях целого комплекса внешних и внутренних угроз безопасности личности, общества и государства. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|