Безопасность в условиях кризиса |
Правовые аспекты безопасности личности в условиях кризисаАвтор: Л.Ф. СкубченкоБезопасность личности относится к той социальной категории, которая всегда будет представлять актуальную проблему. В условиях нарастания кризиса проблема безопасности личности приобретает особую остроту. Экономический кризис сопровождается рядом негативных явлений. Как правило, возникает социальная напряженность, возникает так называемый «синдром тревожного ожидания», увеличивается преступность и т.д. Кризисы не возникают спонтанно. Они являются закономерным явлением и возникают в силу объективных причин. Впрочем, субъективных факторов иногда тоже хватает. В экономической и политологической литературе задолго до кризисных явлений высказывались предостережения и предположения о возможных вариантах развития мировой экономики, которые окажут влияние и на положение дел в Российской Федерации. Но как это неоднократно случалось, эти предостережения не были услышаны во время институтами власти. Более того, раздавались голоса о том, что мировой экономический кризис никак не затронет российскую экономику. Верилось в это с трудом. Дело в том, что экономика России ориентирована на экспорт углеводородного сырья и других полезных ископаемых. В силу отсутствия полноценного внутреннего рынка кризис как раз наиболее болезненно ударяет именно по тем странам, которые интегрированы более других в международное разделение экономических функций. Поэтому, кризис был вполне предсказуем и, по всей видимости, он будет приобретать затяжной характер, оказывая болезненное влияние на все сферы жизни общества. Безопасность личности не может быть обеспечена только ее стараниями. Эта проблема, которая касается всех, и, прежде всего, институтов государства. Российское законодательство очень верно и емко определяет безопасность «как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства». В какой-то степени только в настоящее время категория «безопасность личности» начинает наполняться адекватным ему содержанием. Дело в том, что Президент Российской Федерации своим указом 12 мая 2009 года утвердил Стратегию национальной безопасности России до 2020 года. Этот очень важный документ пришел на смену предыдущей Концепции, которая была принята в 1997 году. Стратегия не является нормативно-правовым актом, но она, несомненно, окажет серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную практику в Российской Федерации. В прежние годы национальную безопасность понимали слишком узко, прежде всего, как отсутствие военных и других угроз, связанных с природными и техногенными катаклизмами. Новая концепция принципиально отличается от предыдущей. В основные характеристики безопасности теперь входит уровень безработицы. Она растет сегодня в России пугающими темпами. По самым скромным подсчетам безработными сегодня в России являются 9 % экономически активного населения. Это серьезный показатель, который, к сожалению, имеет тенденцию к росту. Кроме того, растет количество людей, занятых неполной рабочей неделей. В основные характеристики безопасности теперь включен дециль-ный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения). По этому показателю Российская Федерация очень невыгодно отличается от других стран, особенно высокоразвитых. В предыдущие годы сформировалось явление, которое можно назвать латино-американизацией России. Этот показатель у нас превышает в 20 и более раз, а в Москве и того больше. По оценке западных экспертов в таких условиях обычно происходят социальные революции. В России, по всей видимости, действуют другие социальные законы. Объявление: Уровень безопасности теперь будет измеряться и ростом потребительских цен. В других странах, где существуют рыночная экономика, практика ограничения потребительских цен давно уже стала нормой. Теперь, в соответствии с новой Концепции, уровень безопасности будет определяться размером государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении к ВВП, и что очень важно, уровнем обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки опять же в процентном отношении к ВВП. Таким образом, можно констатировать, что категория «безопасность личности». Наконец-таки начинает приобретать социальное измерение. В этой связи, возникает чувство осторожного оптимизма, тем более, что Президент РФ Д.А. Медведев главную идею Концепции определил как «безопасность через развитие». В научной литературе высказывалось соображение о неких положительных моментах, связанных с кризисными явлениями. Хочется надеяться, что таковые будут иметь место в политике обеспечения безопасности личности на современном этапе развития российского общества и государства. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|