Судопроизводство в творчестве Достоевского |
Проблемы судопроизводства в творчестве Ф.М. ДостоевскогоАвтор: Д.И. РубцовПрактически не существует значимых социальных, морально-этических и иных проблем, которые не были бы затронуты в художественных, философско-религиозных, публицистических произведениях гениального представителя русской и мировой культуры Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881). В настоящее время Достоевский является не только одним из выдающихся писателей XIX века, но и, пожалуй, самым читаемым русским романистом в современном мире. Его творчеству посвящена довольно обширная и разнообразная научная, библиографическая, мемуарная и иная литература, которая охватывает практически все стороны его жизни и творчества. Ф.М. Достоевский жил в достаточно сложный, можно сказать переломный исторический период развития российского государства и общества. Вторая половина XIX в. знаменуется существенными изменениями в общественном и государственном строе. В 1864 году была проведена одна из самых демократичных реформ Александра II – судебная реформа. Дореформенная судебная система характеризовалась чертами, свойственными феодальному суду. Суд был строго сословным. Существовали особые судебные органы для дворян, духовенства, горожан, крестьян. Помимо этого имели место специальные суды – совестные, межевые, коммерческие и др. Судебные функции исполняли также административные и полицейские органы. Все это предельно усложняло судебную систему, делало ее крайне неповоротливой, способствовало процветанию волокиты и коррупции. Судебные заседания проходили за закрытыми дверьми, отсутствовало судоговорение. При рассмотрении дел судьи руководствовались теорией формальных доказательств. В целом в судопроизводстве господствовали инквизиционные начала. На деятельность суда оказывали давление административные органы. Предварительное следствие и исполнение приговора проводили органы полиции, которые также могли исполнять судебные функции по маловажным делам. 20 ноября 1864 г. были утверждены и вступили в действие акты судебной реформы: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Объявление: Были провозглашены следующие принципы судопроизводства: состязательность, отделение суда от администрации, бессословность, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, выборность (мировых судей и присяжных заседателей), гласность. Вводился принцип состязательности в судопроизводстве, что означало отделение функции судебного обвинения от защиты. Для реализации этого принципа был создан институт адвокатуры и реорганизована прокурорская система. Данные демократические преобразования судопроизводства нашли свое отражение в творчестве русских писателей, среди которых был и Ф.М. Достоевский. Он не просто описывал происходящие события, указывал на существующие проблемы, но и предлагал различные пути их изучения и решения. Своего рода иллюстрацией результатов судебной реформы стал роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Автор невольно показал нам не только пореформенный уголовный процесс, все его стадии, но и его существенные отличия от инквизиционного правосудия. М. Краснов отмечает, что перед нами от начала до конца встает весь процесс по делу об убийстве «отставного титулярного советника Фёдора Павловича Карамазова», в котором обвиняется его сын Дмитрий Карамазов. Вначале формируется состав присяжных заседателей. Затем председатель суда объявляет о слушании дела. Судебный пристав вводит подсудимого. Входит защитник Фетюкович. Председатель опрашивает подсудимого «об имени, звании и проч.». После этого зачитывается «список лиц, вызванных к судебному следствию, то есть свидетелей и экспертов». Секретарь судебного заседания оглашает обвинительный акт, председатель спрашивает, признает ли подсудимый себя виновным. Вводят свидетелей для принятия присяги. Начинается допрос свидетелей обвинения и адвокат задает им вопросы, затем председатель спрашивает подсудимого «не имеет ли он чего заметить по поводу данных показаний». Следующая стадия – медицинская (скорее судебно-психиатрическая) экспертиза, состоящая в допросе медиков, до этого обследовавших подсудимого. После проходит допрос свидетелей защиты, которым уже, в свою очередь, обращается прокурор. Далее, с большой обвинительной речью выступает прокурор, а за ним (после перерыва) – адвокат. Однако этим обменом мнений сторон не заканчивается, поскольку следует такая стадия, как «обмен возражениями». Наконец, слово предоставляется подсудимому, после чего присяжные удаляются «для совещания», а председатель говорит им напутственное слово. И вот, после часа совещания выносится вердикт, оглашаемый старшиной присяжных: «Да, виновен! И потом по всем пунктам пошло все также: виновен да виновен, и это без малейшего снисхождения! Этого уж никто не ожидал, в снисхождении-то по крайней мере почти все были уверены». Пожалуй, только самую последнюю стадию процесса не стал описывать Достоевский, заметив только: «Митю увели. Произнесение приговора было отложено до завтра». В этом подробном описании уголовно процесса в художественной литературе (романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»), которая достоверно отражает объективно существующую действительность, мы видим реальное воплощение положений реформы на практике и можем судить о её итогах и значении. Демократические нововведения не только были закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, но и реа-лизовывались на практике. Достоевским описаны основополагающие принципы нового судопроизводства (состязательность, гласность), адвокатура, институт суда присяжных. Ф.М. Достоевский в своём творчестве действительно обратил особое внимание на новый институт суда присяжных. О его отношении к нему можно судить по таким произведениям художника как «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», публицистическому изданию «Дневник писателя». В литературе существуют различные точки зрения на то, как писатель оценивал суд присяжных. Но, хотелось бы отметить, что Достоевский признавал значимость нового демократического института участия представителей народа в отправлении правосудия. Слова от автора в начале романа «Братья Карамазовы»: «Теряясь в разрешении сих вопросов, решаюсь их обойти безо всякого разрешения» не могут быть отнесены к позиции писателя в отношении суда присяжных. На основе анализа романов и публицистики Ф.М. Достоевского можно утверждать, что писатель не был противником суда присяжных заседателей и в целом позитивно относился к этому институту правосудия, а его критическая позиция была направлена против отрицательных моментов его применения, обусловленных, прежде всего, уровнем социально-экономического и духовного развития российского общества во второй половине XIX века. Анализируя вышесказанное, необходимо отметить, что глубокие социальные изменения, происходившие в России во второй половине ХIХ века, нашли свое отражение в художественном творчестве и мировоззрении крупнейшего русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Не стала исключением и проведённая в 1864 году судебная реформа, проблемы осуществления которой были отражены в его произведениях. Новые демократические принципы судопроизводства, не смотря на различные оценки его творчества, высоко оценивались Достоевским, а их критика связана с недостаточной подготовкой общества к произошедшим изменениям. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|