Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Распоряжение правом на жизнь





Распоряжение правом на жизнь

Правомочия лица по распоряжению своим правом на жизнь

Автор: И.В. Дунаева

Российская Федерация является частью мировой системы, в которую входят все народы планеты. Если это так, то на неё действуют как внутренние факторы, требующие её изменения, так и внешние. Национальная элита уже не обладает абсолютным суверенитетом в стране. Войдя в мировую, глобальную элиты она вынуждена делиться властью с ней. По этому, на сегодняшний день, необходимо учитывать соотношение сил в глобальной элите и учитывать её влияние на правовую систему Российской Федерации.

На сегодняшний день глобальная элита представляет собой совокупность элитных государственных групп национальных государств, и элитных групп международных межгосударственных и негосударственных организаций. Основным направлением влияния этих групп на правовую систему России осуществляется через международное право.

Подтверждением нашей гипотезы об увеличении внешнего влияния на правовые системы стран мира является признание теории монизма главенствующей в соотношении международного и внутригосударственного права, в которой эти две правовые системы взаимно проникают, и взаимно влияют друг на друга. В теории монизма имеют место два варианта соотношения международного прав и национальных правовых систем: в первом внутригосударственное главенствует над международным, а во втором, международное право главенствует над внутригосударственным. На системах в зависимости от места и роли государств в мировой системе. Как правило, в государствах лидерах мирового цивилизационного процесса главенствует первый вариант монистической теории, а в государствах аутсайдерах – второй. Примером являются Соединенные Штаты Америки, элита которой не признает приоритета международного права и отстаивающие концепцию примата своего внутригосударственного права над международным, вопреки собственной конституции. Так, например, согласно ст. VI Конституции США, принятой в 1787 г., Конституция и законы США, равно как и международные договоры, являются верховным правом страны и «судьи в каждом штате обязаны следовать этому праву». Однако в современной доктринальной кодификации Американского института права говорится: «закон Конгресса США превалирует над ранее принятой нормой международного права или положением международного соглашения как нормой права Соединенных Штатов...». Кроме того, признавая абсолютный приоритет Конституции США над международным правом, американская доктрина санкционирует действия, являющиеся нарушением международного права, если их совершение соответствует требованиям Конституции страны. Так, в той же кодификации Американского института права говорится: «Действуя в пределах своих конституционных полномочий, Президент может обладать по Конституции властью совершать такие действия, которые представляют нарушение международного права Соединенными Штатами».

При создании международного права государственные элиты создают коалиции, обусловленные степенью исторической близости наций их составляющих, их менталитетов и как результат их принадлежность к одной и той же правовой семье. При этом конечно не стоит забывать, что в эпоху глобализации как пишет А.А. Рубанов «каждая национальная правовая система не только отражает другие национальные правовые системы, но и, в свою очередь, отражается ими». Но основное влияние на правовые системы мира осуществляют государство лидер общемирового цивилиза-ционного процесса и страны составляющие коалицию с ним.

При этом надо учитывать инерцию исторического развития. Право стран мира и правовая система России испытывали и испытывают влияние как прошлых лидеров, которыми являются страны западной Европы, такие как Франция, Великобритания, и Германии, влияние которых в науке обозначают термином «вестернизация» и сегодняшнего лидера Соединенных Штатов Америки обозначаемого термином «американизация».

Объявление:

Термин «вестернизация» представляют собой политику, понимаемую как комплекс мер по полной или частичной переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западнохристианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отдельных элементов западной культуры.
Термин «вестернизация» активно используется и в юриспруденции. Ученые юристы им обозначают внедрение западной культуры права, непосредственно в правовые системы, принадлежащие к различным правовым семьям.

Процесс «вестернизации» оказал не только серьезно влияние на право России но, по сути, он способствовал формированию самой правовой системы Российского государства. «Вестернизацию» русского права можно разделить на несколько периодов. Первый период напрямую связан с принятием христианства Русью. Ведь с христианской верой из Византии пришло каноническое право, которое в этот период времени господствовало в Западной Европе, и под влиянием которого была создано право Руси.

Второй период напрямую связан с реформами Петра I, который направлял учиться русских дворян не только в морские и военные школы Западной Европы, но и в классические университеты для получения знаний по юриспруденции. При этом праву в основном учились в Германии, при этом довольно большое количество немцев было привлечено к управлению государством Российским не только в царствовании Петра I, но и Екатерины I, Елизаветы, и, разумеется, Екатерины II. Данный факт способствовал дальнейшему формированию Российской правовой системы по образцу романо-германской правовой семьи, каким она и остается до сегодняшнего дня. Об этом свидетельствуют кодификационный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судопроизводства. Сближение российского права с романо-германской правовой семьей происходило не только во внешних формах, но и по содержанию.

В советский период времени в правовой системе СССР произошли существенные изменения, что дало повод известному французскому компаративисту Рене Давиду заявить, что была создана новая правовая система – советская. При этом он подчеркивался факт близости социалистического права с романо-германской правовой семьей. Он писал, что в социалистическом праве так же «норма права всегда рассматривалась как общая норма поведения: сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, основанной трудом европейских университетов и восходящей к римскому праву». После распада Советского Союза и Социалистического лагеря, страны, принадлежавшие к социалистическому праву начали реинтеграцию в романо-германскую правовую семью.

Под воздействием объективных причин обусловленных социально-экономическим и политико-правовым развитием общества правовая система России так же стала возвращаться в лоно романо-германской правовой семьи. Основными признаками данного процесса являются: возникновение частного и изменение публичного права России.

Основными шагами в формировании частного права являются:

во-первых, в признании многообразия форм собственности и определяющего значения частной собственности. Развитие отношений собственности, и прежде всего частной, приводит к возрождению частного права в России;

во-вторых, в развитии и создании юридических основ свободного предпринимательства. Рыночные отношения, т.е. имущественные, товарно-денежные отношения плюс налоговые, финансовые, трудовые, социальные и др., являются важнейшим источником частного права в России в материальном смысле;

в-третьих, в появлении рада ранее отсутствовавших институтов торгового права.

В сфере публичного права утвердились такие основополагающие признаки демократического правового государства, как:

1)    конституционное провозглашение и практическая реализация принципа разделения властей;
2)    конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан;
3)    введение и развитие судебного конституционного контроля.

Благодаря этим и другим новейшим тенденциям традиционная близость русского дореволюционного и современного российского права к романо-германской правовой семье становится существенным фактором, способствующим сближению рассматриваемых правовых моделей.

Видимо, все это будет предопределять особенности и приоритеты развития российской правовой системы и в XXI в.

Вестернизация в середине ХХ века плавно перешла в американизацию. Элита Соединенных Штатов Америки, являясь лидером современного цивилизационного процесса, стала активно вторгаться не только в общественные системы Восточных стран, но и в страны Европейского континента, что привело к их качественному изменению.

Если мы проследим влияние американской культуры на российские умы, то она просматривается и во времена Российской империи, Советского Союза и, разумеется, современной России. Именно с началом реставрации капитализма в Российской Федерации американизм превратился из общественного течения в государственную политику. Американцы принимают непосредственное участие в реставрации капитализма в России. Советник российского правительства профессор Гарвардского университета Д. Сакс любил лично представлять себя «архитектором российских реформ». При этом, на наш взгляд американизм, который, по сути, является продолжением вестернизации, и нечего существенного в правовую сферу не принесла крове, разумеется, создания двух уровневой правовой системы, которая делится на право федерации и право штатов её составляю-щих. Данная модель затем была принята за основу при формировании современной правовой системы России, которая делится также на право федерации, и право субъектов Российской Федерации.

К тому же при внимательном рассмотрении сущности и структуры международного права то оно само является продутом западной модели права, притом романо-германского образца. Налицо влияние на его сущности римского права, структура также состоит из публичного и частного права, оно так же носит кодифицированный характер т.д. и т.п.

Так как международное право принадлежит к романо-германской правовой семье, то и преимущества в его создании и осуществлении имеют элиты стран входящих в эту семью. Данное влияние обусловлено тем, что при подписании и ратификации государствами международно–правовых норм они передают часть своих суверенных прав международному сообществу в лице международной элиты и подтверждают свою связанность принятыми обязательствами. Данное утверждение подтверждается практикой реализации международных норм в современной международной системе. Появился даже термин «двойные стандарты». Западными странами, как правило, применяются и толкуются международные нормы явно в тенденциозном ключе. Данное положение можно проиллюстрировать применение норм международного права прав человека против отдельных государств, куда вводились войска под лозунгами их защиты, это интервенция в Гватемале, нападение на Югославию, оккупация Ирака, а так же попытка давления на Российскую Федерации по поводу антиттеррорестической операции в Чеченской республике и т.д. Чего стоит требование в ультимативной форме незамедлительного присоединения России к Протоколу № 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которым государства, его ратифицировавшие, берут на себя обязательства отменить смертную казнь. Высказывались угрозы вплоть до исключения России из Совета Европы. И как показатель связанности российской политической элиты глобальной является введение моратория на вынесение приговоров предусматривающих смертную казнь и её применения в стране действующего со 2 августа 1996 года. При том, что объективное положение в стране таково, явно просматривается увеличение преступности в стране, она «ожесточилась», появились организованные преступные группы, появились заказные убийства и внутригосударственный терроризм. При этом, смертная казнь существует во многих странах мира, включая и те станы которые считаются лидерами демократии. Самые изощренные виды этого наказания существуют в США (электрический стул, газовые камеры и т.д.). Не являются сторонами Протокола № 6 и ряд стран – членов Совета Европы. В странах-членах этой организации были приговорены к смертной казни 575 человек.

Как уже было сказано выше, на сегодняшний день, когда под воздействием глобализации необходимость тесной кооперации становится очевидной роль и место в глобальной правовой системе Международное право существенно возрастает, оно оказывает влияние на все правовые системы. Своими принципами, структурой оно оказывает серьезной влияние на процесс развития и реформирования отраслей Российской правовой системы, данное утверждение можно проиллюстрировать на конституционном праве России.

Если говорить о конституционном праве основной момент оказания влияния на него со стороны международного права проявился ещё на стадии создания Конституции России 1993 года. В её текст была включено положение, зафиксированное в ч. 4 ст. 15 о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы; кроме того, в них же было закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст. 17).

При этом, Конституция РФ не дает ответа на вопрос какое отведено место нормам международного права в системе российского права. Лишь в ч.4, ст. 15 Конституции РФ сказано: « Если международные договоры Российской Федерации устанавливают иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Явно просматривается воля законодателя придать международным договорам высшую юридическую силе по отношению к внутренним нормативным актам.

Из данного параграфа также можно сделать вывод, что международные договора имеют преимущество как над федеральными законами, а так же над соответствующими правовыми актами субъектов РФ. Данное положение касается всех актов независимо от времени и месте их принятия.

При этом Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает систему защиты от произвольного вторжения международных норм во внутреннее правовое пространство требуя ратификации тех договоров если они устанавливают иные, чем предусмотренные законом правила (ч.1 ст.15.).
В подтверждении данного положения п. 5. постановления пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъясняется, что иные правила международного договора подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона.

Отсюда вытекает, что международные договорами РФ по смыслу п. 4 ст.15 Конституции РФ следует признать такие договора, в отношении которых Россия выразила согласие на их обязательность и которые вступили в силу. В число названных договоров необходимо включать и международные договора СССР правопреемницей которых является Россия, и которая приняла на себя обязательства в отношении 16 тысяч международных договоров. В соответствии с Алма-Атинской Декларацией от 21 декабря Россия гарантировала «выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР».

Одним из важных условием включения в правовую систему России является обязательное опубликование международно-правовых актов подписанных Россией. Согласно п.3 ст. 5 Закона «О международных договорах Российской Федерации» в Российской Федерации непосредственно действуют положения официально опубликованных международных договоров. Например, после ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в 1998 г. она стала обязательной, и в качестве самостоятельного нормативного акта подлежит применению судами и другими правоприменительными органами РФ, а также обладает преимуществом перед внутренним законодательством РФ, если в ней предусмотрены иные правила.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. существенно расширился круг источников российского конституционного права, таких как Устав ООН, Международные пакты о защите прав человека 1966 г., Европейская хартия о местном самоуправлении 1985 г., Концепция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и т.д.

Активно воздействует международное право и на процессуальную сферу конституционно-правового регулирования. Данное воздействие происходит несколькими путями. Первый направлен на приведение в соответствие с международным правом правовых норм, регламентирующих правоприменительную деятельность (судебно-правовая реформа, новый Уголовно-процессуальный кодекс и т.д.). Второй связан с применением норм и принципов международного права в конституционном праве России непосредственно. В третье совершенствуются организация и деятельность правоприменительных институтов на основе общепризнанных международных моделях.

Основываясь на вышеизложенном мы можем сделать вывод, что глобальная элит, в лице руководителей западных держав, активно оказывает влияние на формирование внутренних нормативно-правовых актов Российской Федерации. Притом, что это вызвано объективными причинами, российской элите необходимо более последовательно отстаивать национальные интересы своего отечества.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >