Системы мест лишения свободы |
Становление системы мест лишения свободы в 30-х годах XX векаАвтор: С.И. Кузьмин, И.В. СелезневаИзменение сущности карательной политики в стране в конце 20-х годов повлекло за собой ликвидацию в декабре 1930 года народных комиссариатов внутренних дел союзных республик1 и разделение функций в реализации уголовной и исправительно-трудовой политики между двумя ведомствами. Соответственно ОГПУ СССР само возбуждало уголовные дела и вело следствие, осуждало и исполняло наказание в системе исправительно-трудовых лагерей и освобождая заключенных. В свою очередь, народный комиссариат юстиции РСФСР и союзных республик, через свои структурные подразделения, ведя борьбу с уголовной преступностью, направлял осужденных в места лишения свободы Главного управления исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР, занималось перевоспитанием заключенных, решало вопросы, связанные с освобождением от наказания по различным основаниям. Результатом такого разделения функций между указанными ведомствами явилось формирование двух самостоятельных систем лишения свободы, из которых одна была призвана обеспечивать нужды ОГПУ СССР, а другая – НКЮ РСФСР и союзных республик. Причем, если первая носила централизованных характер, то вторая строилась на началах децентрализации. в обеих системах содержались несовершеннолетние правонарушители. Положением об исправительно-трудовых лагерях от 7 апреля 1930 года не предусматривалось содержание в них несовершеннолетних заключенных, но практика пошла по другому пути. Как об этом свидетельствуют архивные документы, в ИТЛ вместе со взрослыми заключенными содержались несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет. Перестройка системы мест лишения свободы в стране началась с развития системы исправительно-трудовых лагерей ОГПУ в конце 20-х – начале 30-х годов. Одновременно подвергалась реорганизации и система исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР в которой особое значение придавалось учреждениям, предназначенным для несовершеннолетних правонарушителей. Начало реорганизации трудовых домов для несовершеннолетних было положено приказом народного комиссариата внутренних дел РСФСР № 237 от 13 августа 1930 года. Однако требования приказа не реализовались на практике в силу той позиции, которую занимали отдельные руководящие работники местных и центрального аппарата исправительно-трудовых учреждений. Эти работники не верили в возможность перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. По их мнению, перевоспитания невозможно достигнуть, не прибегая к системе замков, решеток и надзирателей. Другие требовали передачи несовершеннолетних правонарушителей куда угодно, но только из системы исправительно-трудовых учреждений, которой невозможно создать воспитательную среду. Высказывалось и мнение о том, что школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) НКЮ РСФСР слишком «дорогая затея», требующая вложения больших средств и поэтому не будет самоокупаемой. 18 марта 1931 года в приказе по народному комиссариата юстиции была поставлена точка в развернувшейся борьбе вокруг вопросов практической перестройки учреждений для несовершеннолетних правонарушителей и с этого времени школы ФЗУ, как наиболее совершенная форма производственного воспитания подростков-правонарушителей, окончательно получила свое утверждение и признание не только в теории, но и на практике. В апреле 1931 коллегия наркомпроса РСФСР юридически оформила школы ФЗУ НКЮ в качестве учебных заведений специального назначения со всеми вытекающими правовыми последствиями (нормы снабжения, дипломы при окончании и т.п.) По состоянию на конец 1931 года в 19 школах ФЗУ содержалось 5250 воспитанников. Объявление: В начале 1933 года ЦИК и СНК СССР рассмотрели вопрос о школах ФЗУ и приняли постановление в соответствии с которыми их следовало преобразовать в профессиональные школы квалифицированных рабочих массовых профессий. С коротким сроком обучения. В связи с этим отменялась практика перехода окончивших школу ФЗУ в технику и вузы. Выпускник ФЗУ обязывался проработать на производстве не менее трех лет по полученной специальности. Срок обучения в школах ФЗУ сокращался с двух с половиной лет до 6 месяцев. Вследствие этого они становились неприемлемыми для содержания несовершеннолетних правонарушителей и следовало найти иное решение проблемы. После принятия в 1933 г. нового ИТК РСФСР, по состоянию на 1934 год, закрепленная в кодексе система мест лишения свободы включала: 73 фабрично-заводских ИТК закрытого типа, 21 фабрично-заводскую ИТК обычного типа, 245 изоляторов для подследственных, 84 сельскохозяйственные колонии, 81 колонию массовых работ, 19 школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для несовершеннолетних, 11 спец. учреждений (психиатрические институты, больницы и т.д.)1. Число лишенных свободы составляло 212597 человек в краях и областях, 27105 в автономных республиках, а всего по РСФСР 239702 человека2. В целом же система мест заключения включала ещё ИТЛ и полит. изоляторы. В последующие годы под влиянием карательной политики эта система подвергалась реорганизации. Начало этому процессу положило постановление СНК СССР и ВКВКП (б) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», которым была установлена уголовная ответственность несовершеннолетних по ряду составов преступлений с 12-летнего возраста. Судебная практика пошла по линии наиболее широкого применения к ним уголовного наказания, особенно в виде лишения свободы. Встал вопрос о новом типе учреждений, которые могли бы открыть во всех областях и республиках. Для содержания осужденных. Ими стали трудовые колонии для несовершеннолетних обычного типа для мальчиков и девочек с особым режимом. В 1936 году в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1936 года «О дополнении основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» в системе мест лишения свободы появились тюрьмы. Они предназначались для содержания осужденных за опасные преступления, а так же лиц, переводимых в дисциплинарном порядке из исправительно-трудовых лагерей и колоний за систематическое нарушение установленного порядка, совершающих побеги, отказывающихся от работы и т.д. Перевод таких лиц в тюрьму мог осуществляться по постановлению начальника республиканского, краевого или областного управления НКВД Союза ССР на срок до одного года с санкции прокурора соответствующего лагеря и по постановлению начальника ГУЛАГа НКВД СССР на срок до двух лет с санкции прокурора Союза ССР. К началу 1939 года в составе Главного тюремного управления НКВД СССР имелось 622 тюрьмы, из них 392 общих, 47 тюрем ГУГБ и 192 внутренних тюрьмы НКВД – УНКВД. Не считая Москвы, в РСФСР в 15 тюрьмах Главного управления государственной безопасности содержалось на март 1939 г. 6733 человека при лимитной емкости на 16319 человек. Массовые репрессии в 1937 и 1938 годах затронули и несовершеннолетних. Об этом свидетельствует проведенное по приказу НКВД СССР № 0335 от 7 октября 1939 года обследование труд. колоний НКВД и исправительно-трудовых лагерей. Приказ НКВД СССР № 609 от 10 сентября 1939 года потребовал освободить из ИТК и ИТЛ от несовершеннолетних в возрасте от 16 до 189 лет. По справке 2-го отдела ГУЛАГа по состоянию на 1 января 1939 года в лагерях содержалось 759 человек не достигших 16 лет и 14251 человек не достигшие 18 лет. На ту же дату в тюрьмах и колониях отделов мест заключения республик, краев и областей содержалось 55979 человек не достигших 16 лет и 3506 старше 16 лет. Поскольку эта категория правонарушителей отбывала наказание за тяжкие преступления, то для их содержания предусматривались колонии закрытого типа со строгим режимом. Для размещёния выводимого контингента НКВД СССР 5 января 1940 г. приняло решение о реорганизации Витебской № 2, Земо-Авчальской, Ворошиловской, Березовской, Куряжской, Атлянской, Саратовской трудовых колоний. Вследствие этих преобразований несовершеннолетние заключенные стали содержаться в 1940 году в 50 колониях открытого и закрытого типа. Перед войной в системе ГУЛАГа функционировали 53 исправительно-трудовых лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний, в том числе 170 промышленных, 83 – сельскохозяйственных, 172 – контрагентских и 50 колоний для несовершеннолетних. на 1 января 1941 года в лагерях и колониях содержалось соответственно 1500524 и 429205 человек. С 1939 года контингент заключенных в ИТЛ стал дифференцироваться. В соответствии с Временной инструкцией о режиме содержания заключенных в ИТЛ НКВД СССР (1939 г.) устанавливались два вида режима. Общий предназначался для лиц осужденных за уголовные преступления независимо от числа судимостей. Усиленный режим предназначался для содержания заключенных привлеченных к уголовной ответственности за контрреволюционные преступления. Исправительно-трудовые колонии в соответствии с Временной инструкцией о режиме содержания заключенных в ИТК НКВД СССР (1940 г.) предназначались для содержания главным образом лиц, осужденных на срок до 3-х лет. Вместе с тем сюда направлялись и приговоренные на срок свыше 3-х лет при наличии особого постановления суда, вынесенного по мотивам ст. 24ук РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик. В условиях войны следовало усилить охрану заключенных в целях предотвращения побегов, ужесточить требования по режиму содержания и повысить ответственность за выполнение производственных заданий. Поэтому в ИТЛ и ИТК для всех осужденных был установлен единый режим – строгий. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|