Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Функционирование государственного департамента





Функционирование государственного департамента

Основы становления и функционирования государственного департамента украины по вопросам исполнения наказаний

Автор: А.С. Козак

Реформирование пенитенциарной системы Украины является необходимой составляющей демократизации и гуманизации уголовно-правовой политики нашего государства. На достижение поставленной задачи были направлены значительные усилия научно-исследовательского, законодательного и организационно-исполнительного характера. Данная деятельность, основной целью которой определяется создание эффективного механизма превентивного действия, продолжается и сейчас.

Говоря об истории создания в Украине самостоятельной уголовно-исполнительной системы, можно выделить следующие этапы. Первоначальный этап, является основополагающим началом проведения пенитенциарной реформы. На основе Декларации о государственном суверенитете Украины, принятых ООН Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, Общей Декларации прав человека, Европейских стандартов и других международных соглашений и документов была разработана и утверждена Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы Украины (1991 г.).

На следующем этапе реформирования, на основании Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы Украины в 1998 году Указом Президента Украины на базе Главного управления исполнения наказаний Министерства внутренних дел Украины образован Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний (далее – Департамент), как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом. На него возложена задача непосредственно реализовывать единую государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний.

Кроме того, деятельность вновь созданного Департамента была легализирована на законодательном уровне, а именно утверждено Положение о Государственном департаменте Украины по вопросам исполнения наказаний, и принят Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины в связи с образованием Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний». Данные нормативные акты создали правовое поле для самостоятельного функционирования Департамента, способствовали определению статуса органов и учреждений исполнения наказаний, предоставили возможность выполнения Департаментом возложенных на него обязанностей. Проведенная реорганизация упростила систему управления уголовно-исполнительной системой, которая стала более гибкой, оперативной, действенной за счет концентрации всех сил и средств в одном ведомстве. Таким образом, в 1999 году Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний выведен из подчинения Министерства внутренних дел Украины.

Последующий шаг реформирования уголовно-исполнительной системы характеризуется целенаправленными действиями, направленными на организацию работы Департамента. Путем принятия соответствующего законодательного акта определенно структуру системы исполнения наказаний и численность ее персонала (Закон Украины «Об общей структуре и численности уголовно-исполнительной системы Украины», 2000 год).

Объявление:

Немаловажным этапом реформистской деятельности в сфере исполнения наказаний стало принятие ныне действующего Уголовно-исполнительного кодекса Украины 11 июля 2003 года. Кодекс сконструирован законодателем с учетом международных стандартов обращения с заключенными, международных соглашений о защите прав и свобод человека, используя позитивный опыт исполнения наказаний как в Украине, так и в других странах мира, результатов научных исследований. Его принятие стало новым этапом в реформировании уголовно-исполнительной системы Украины, чем обеспечило Департамент необходимой для функционирования нормативной базой, на уровне национального законодательства регламентировало принципы, цели, процесс исполнения наказаний, обеспечило соблюдения прав человека в данных учреждениях и др.

Следующей мерой, принятой государством является создание Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Соответствующим нормативно-правовым актом определены правовые основы ее организации и деятельности, задания, полномочия и др. (Закон Украины «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины», 2005 год).

Таким образом, деятельность Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний координируется Кабинетом Министров Украины через Министра юстиции Украины. Департамент возглавляет председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины.

Председатель Департамента осуществляет руководство Департаментом, несет ответственность перед Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины за выполнение возложенных на Департамент заданий и осуществление им своих функций.

Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний имеет разветвленную структуру центральных и местных управлений, которые обеспечивают выполнение положенных на него заданий.

Основными заданиями Департамента являются:

– осуществление единой государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний;
– разработка рекомендаций относительно организации содержания лиц, взятых под стражу, обеспечение исполнения приговоров суда и применение предусмотренных законом средств исправления и перевоспитания осужденных;
– осуществление контроля за исполнением приговоров суда по отдельным видам дополнительных наказаний;
– обеспечение принудительного лечения осужденных, которые больны алкоголизмом и наркоманией;
– обеспечение выполнения требований законодательства органами и учреждениями исполнения наказаний, предотвращение преступлений и дисциплинарных проступков как со стороны осужденных к лишению свободы, так и в их отношении, выявление и раскрытие преступлений, совершенных в учреждениях исполнения наказаний, проведение дознания по таким уголовным делам, осуществление оперативно-розыскной деятельности;
– руководство органами и учреждениями исполнения наказаний, организация производственно-хозяйственной деятельности с предоставлением осужденным работы, обеспечение их профессиональной подготовки и обучения;
– правовая и социальная защита лиц рядового и начальственного состава, работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей. Проведение профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.

Итак, Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний функционирует как центральный орган исполнительной власти на протяжении десяти лет. Согласно данных официальных отчетов проведенное реформирование позитивно отразилось на его работе.

Необходимо обозначить, что по итогам деятельности органов и учреждений Государственной уголовно-исполнительной службы Украины в 2008 году, благодаря гуманизации уголовной политики государства, наблюдается тенденция постепенного снижения количества лиц, которые содержатся в местах лишения свободы. В частности, численность осужденных и лиц, взятых под стражу, в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах в течение последних четырех лет уменьшилась на 46,1 тыс. (с 192 тыс. лиц на 1 января 2005 года до 145,9 тыс. лиц на 1 января 2009 года).

Не смотря на некоторые позитивные изменения в динамике работы Департамента и Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, необходимым является продолжение целенаправленной работы по реформированию данной системы. Поэтому следующим шагом стало утверждение 25 апреля 2008 года Концепции реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы, а также Концепции государственной целевой программы реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы на период до 2017 года.
Согласно плана выполнения поставленных задач, их реализация предусмотрена два этапа. На первом этапе (2008–2012 годы) будут осуществляться мероприятия по:

– созданию нормативно-правовой базы, которая бы отвечала международным нормам и обеспечивала выполнение в полном объеме функций, возложенных на Государственную уголовно-исполнительную службу;

– создание законодательных и организационных предпосылок для сокращения численности лиц, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах;

– изучение и внедрение позитивного опыта европейских государств в сфере исполнения уголовных наказаний (создание службы пробации и новых моделей работы учреждений исполнения наказаний);

– приведение условийсодержания осужденных и лиц, взятых под стражу, в соответствие с требованиями национального и международного законодательства;

– открытие высших учебных заведений, специализирующихся на подготовке кадров для Государственной уголовно-исполнительной службы;

– оптимизации системы управления Государственной уголовно-исполнительной службы, передав ее в подчинение Министерства юстиции Украины.

На втором этапе (2013-2017 годы) планируется осуществление таких мероприятий:

– приведение деятельности органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов в соответствие с европейскими стандартами;
– обеспечение постоянного функционирования службы пробации в Украине.

Таким образом, политика реформирования уголовно-исполнительной системы Украины сориентирована в европейском направлении. Собственный опыт и зарубежная практика исполнения наказаний указывают на назревшую необходимость проведения изменений в отмеченной сфере. Поэтому неслучайно основные усилия законодателя нацелены на освоение практики исполнения альтернативных уголовных наказаний, создание службы пробации в Украине.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >