Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Пенитенциарные учреждения





Пенитенциарные учреждения

Условия труда сотрудников пенитенциарных учреждений за рубежом

Автор: Е.А. Каштанова

В соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (п. 46.3) «...сотрудников тюремной администрации следует назначать на полное рабочее время в качестве специализированных работников тюремного управления, пользующихся статусом государственных служащих. Принимая во внимание исключительно трудные условия работы, этим людям следует обеспечивать соответствующие льготы и условия труда».

Европейские тюремные правила подчеркивают, что пенитенциарное ведомство должно быть выделено в ведомство самостоятельное от военного, полицейского или следственного.
В специализированных международно-правовых документах, касающихся обращения с правонарушителями, в качестве целей и задач провозглашено возвращение заключенных в общество по отбытии срока наказания на основе всех исправительных, воспитательных, моральных и духовных сил и видов помощи с учетом потребности перевоспитания каждого заключенного, а в конечном счете, обеспечение защиты общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. В то же время отечественное уголовно-исполнительное законодательство в качестве целей закрепляет исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Несмотря на различие формулировок, можно смело утверждать, что российское законодательство и практика, по сути дела, ставят те же цели и задачи, которые сформулированы в основополагающих документах, и, соответственно, на это направлена деятельность сотрудников как российских, так и зарубежных органов, исполняющих наказания.

С учетом поставленных перед сотрудниками целей и задач международно-правовые документы предъявляют к ним следующие требования: «...сотрудник должен быть достаточно образованным и развитым, готовым к выполнению своих общих и конкретных обязанностей, поддерживать и повышать свою квалификацию, служить примером для заключенных и завоевывать их уважение» (пп. 47, 48 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Европейские тюремные правила указывают на необходимость подбора кандидатов на должности в тюремных ведомствах, обладающих человечностью, способностью устанавливать межличностные контакты и другими профессиональными качествами, необходимыми для работы в сложных условиях (п. 77).

Структура любого пенитенциарного ведомства обусловлена особенностями государственного и политического устройства, национальным законодательством, историческими, социально-экономическими, идеологическими и культурными традициями, а также иными обстоятельствами. Тем не менее, для большинства пенитенциарных систем мира характерно наличие некоторых общих признаков: создание многоуровневой системы управления, включающей центральные и территориальные органы, подчиненные органу исполнительной или судебной власти (в США – Верховный суд, в государствах Европы – Министерство юстиции или МВД). В ряде стран на местном уровне отмечается двойное подчинение – местным органам самоуправления и соответствующему ведомству.

В ежегодных отчетах Совета Европы, содержащих статистические данные о деятельности пенитенциарных систем государств континента, сотрудники тюремных ведомств подразделяются по признаку полной или частичной занятости – штатные (занятые полный рабочий день) и совместители (работающие неполный рабочий день).

Объявление:

В процентном отношении доля совместителей в общем количестве тюремного персонала некоторых европейских государств выглядит следующим образом: Финляндия – 2,2 %, Франция – 3,16 %, Нидерланды – 24,8 %, Швейцария – 16,2 %, Англия и Уэльс – 2,5 %. Существенная разница в показателях, тем не менее, свидетельствует о том, что ведомства прибегают к услугам сотрудников, занятых в иных сферах.

Самый низкий процент составляет аппарат управления, а наиболее многочисленной является категория сотрудников, выполняющих правоохранительные функции, что вполне естественно, если учесть основные цели и задачи любого тюремного ведомства.

Отличительным признаком любой пенитенциарной системы является наличие сотрудников в специально предусмотренной форме, подлежащей ношению только в учреждении, и специалистов без одежды установленного образца. Критерием разделения на эти категории служат выполняемые ими функции, тем не менее, все сотрудники являются государственными служащими.

Персоналу тюремного ведомства в соответствии с занимаемой должностью устанавливаются соответствующие ранги (специальные звания), определяется служебная униформа со знаками различия. В Европейских тюремных правилах и практике Европейских пенитенциарных учреждений нет ничего, что свидетельствовало бы о том, что тюремные офицеры являются более или менее гражданскими, чем другие государственные служащие. Наоборот, хотя персонал учреждений и имеет гражданский статус, сама по себе пенитенциарная система любого государства в силу специфики выполняемых задач и функций является дисциплинарной и иерархической организацией. Тюрьмы не являются примером демократии. Для организации их функционирования выстраивается четкая структура подчинения. В Европе считают, что вполне возможно иметь систему, гражданскую по статусу, но являющуюся дисциплинарной. Это тем более важно, поскольку даже в наилучшим образом организованных пенитенциарных учреждениях, с идеальными условиями содержания существует угроза возникновения волнений и беспорядков, нападений на персонал и осужденных. Это и обусловливает жесткую дисциплину, иерархию и систему подчиненности сотрудников пенитенциарных учреждений, наличие специальных званий (рангов). Наличие в тюремном учреждении хорошей организации и порядка отвечает интересам всех заинтересованных лиц, как персонала, так и осужденных. С большей вероятностью такое положение может быть достигнуто в дисциплинарном учреждении с жесткой системой подчинения.

В государствах Европы и США к работе в пенитенциарных учреждениях предъявляются повышенные требования, поскольку она включает в себя работу с лицами, лишенными свободы, имеющими психические расстройства, страдающими алкоголизмом или наркоманией, плохо образованными, происходящими из маргинальных групп населения, склонными к побегам, агрессивными, представляющими опасность как для персонала, так и для других осужденных.

Сотрудники учреждений обеспечивают режим и охрану осужденных, организуют образовательный процесс и медицинское обслуживание, осуществляют социальную и психологическую работу со спецконтингентом, оказывают индивидуальное воспитательное воздействие на подопечных на основе специальных программ, разрабатываемых применительно к каждому отдельно взятому осужденному. Это требует большого личного таланта и профессионального мастерства, уникальной комбинации личных качеств и технического мастерства. Не случайно служащие пенитенциарных учреждений проходят тщательный отбор.

Под термином «отбор кадров» следует понимать выделение какого-либо кандидата из числа других по признаку наиболее соответствующего характеру и содержанию предстоящей трудовой функции.

Профессиональный отбор предполагает именно выбор лучшего из нескольких кандидатов, который может оптимально осуществлять в будущем профессиональную деятельность. Научно обоснованный отбор должен строиться не на выборе наиболее способного кандидата из всех, а на основе соответствия качества кандидата необходимым требованиям. Качества, необходимые работнику пенитенциарных учреждений, могут быть выявлены только путем современных научных методик. В своей повседневной служебной деятельности сотрудник должен обладать интуицией, приобретенным опытом, различными творческими способностями, творческим нешаблонным мышлением, объемом и скоростью памяти, вниманием, волевыми компонентами, выдержкой, самообладанием, эмоциональной зрелостью, быстротой умственной ориентировки, переключением внимания и т.д.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что основы политики в отношении кадров для пенитенциарных учреждений, в принципе едины для большинства государств Запада. Это обусловлено общим для них, базирующимся на традиционных демократических воззрениях и законодательно закрепленным подходом к уголовно-исполнительной системе как к деполитизированному, имеющему особый статус правоохранительному институту.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >