Роль общественного контроля |
К вопросу о роли общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учрежденийАвтор: Р.В. КолодинНа сегодняшний день перед государством и обществом стоит цель улучшить уровень жизни и благосостояния в стране. Необходим комплексный подход ко всем сферам жизнедеятельности общества. В системе исполнения наказания также существуют институты, нуждающиеся в реформировании. Одним из таких институтов является общественный контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений. Важно установить признаки контроля в целом и соотнести их с деятельностью уголовно-исполнительной системы. Во-первых, это определенные стандарты исполнения управленческого решения, т.е. параметры, которым должно соответствовать состояние объекта управления, подлежащее проверке в порядке контроля. Во-вторых – изменение фактического состояния объекта управления, его сравнение с установленными стандартами. В условиях глобализации большое значение имеют международные стандарты. Они представляют собой общепринятые в мировом сообществе нормы, правила поведения, которые могут быть закреплены как в международных актах, имеющих обязательную юридическую силу для государств, подписавших их, так и в рекомендательных нормативных правовых актах. Стандарты исполнения наказаний в отношении осужденных обладают существенной ценностью. В них заключено знание о том, как правильно организовать процесс исполнения уголовного наказания, чтобы оно, в конечном счете, послужило цели исправления преступников, их ре-социализации. В установлении стандартов прослеживается роль общественных институтов. Международные стандарты, нормы российского законодательства непосредственно сопряжены с целями деятельности уголовно-исполнительной системы. Их соблюдение является гарантией того, что назначенное преступнику наказание послужит его успешной ресоциализа-ции, возвращению в общество и создаст максимально благоприятные возможности для его развития и самореализации как правопослушного гражданина. По уровню реализации международных стандартов и законодательных норм можно судить, насколько эффективно в рамках конкретного исправительного учреждения достигаются цели исполнения уголовного наказания и исправления осужденных. Таким образом, нормы международного и российского права, регламентирующие организацию системы и порядок исполнения наказания, права и обязанности осужденных, являются объектом контроля в уголовно-исполнительной сфере. На них ориентируются как органы государственного контроля, так и общественные формирования, реализующие функции общественного контроля. Объявление: Этот вывод подтверждает и практическая деятельность формирований общественного контроля. К примеру, задачи общественных советов, образованных при территориальных органах ФСИН России, формулируются следующим образом: сотрудников, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах». Подобным образом определяют свои цели и задачи неправительственные общественные организации, оказывающие содействие воспитательным колониями и иным исправительным учреждениям. Так, согласно договору, заключенном между ГУФСИН (в н.в. УФСИН) по Республике Татарстан и Правозащитным центром города Казани, цель совместного сотрудничества определена: «принимать эффективные меры по фактам нарушений прав граждан, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, а также сотрудников учреждений Управления». Федеральным законом № 76-ФЗ2 учрежден новый субъект общественного контроля – общественные наблюдательные комиссии. Их состав будет комплектоваться из членов общероссийских, межрегиональных или региональных общественных объединений, имеющих государственную регистрацию, осуществляющих свою деятельность не менее пяти лет со дня создания, уставной целью или направлением деятельности которых является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. 1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия; 2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; 3) содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Приведенные нами примеры иллюстрируют, что на сегодняшний день существуют общественные формирования, чья деятельность определяется как общественный контроль. Содержание этой деятельности в сфере исполнения наказания состоит в наблюдении за функционированием уголовно-исполнительной системы. Общественные палаты, Общественные советы, правозащитные организации, общественные наблюдательные комиссии и др. следят за тем, чтобы в работе учреждений и территориальных органов ФСИН России соблюдались права и свободы осужденных и обеспечивались мировые стандарты исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, которые являются общепризнанным условием эффективного исправления и ресоциализации осужденных. Таким образом, общественный контроль является одним из средств обеспечения эффективного управления в сфере исполнения уголовного наказания, достижения международных нормативных показателей. На наш взгляд необходимо апробировать положительный зарубежный опыт, продолжать совершенствовать отечественную нормативную базу по организации общественного контроля и приводить в соответствие с ними повседневную практическую деятельность пенитенциарных учреждений. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|