Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Работа с обращениями граждан





Работа с обращениями граждан

Работа с обращениями граждан как гарантия обеспечения законности в уголовно-исполнительной системе России

Автор: А.А. Левит

В российском обществе постепенно формируется понимание важности проблем обеспечения прав человека, верховенства прав и свобод человека как основы правового общества. Государство провозгласило, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»1, и приняло на себя обязанности по их признанию, соблюдению и защите. Данные положения составляют основы конституционного строя России, которым не могут противоречить другие принципы, определенные Основным законом.

Институт обращений граждан в органы государственной власти является важнейшей составной частью правового статуса человека и гражданина любого развитого демократического правового государства и по своей сути всегда воздействует на деятельность органов государственной власти. Обращаясь с заявлениями, жалобами и предложениями, граждане и их объединения воздействуют на разрешение общественно значимых вопросов органами государственной и местной власти. Посредством института обращений удовлетворяются различные взаимосвязанные интересы граждан, такие как: интерес к охране (защите) нарушенных прав и свобод; свободному выражению мнения; участию в управлении делами государства и общества. Институт обращений выступает как одна из гарантий обеспечения законности в деятельности органов государственной власти. Однако в силу того что обращения граждан не носят обязательного характера для государственных органов, во многом требования граждан остались лишь требованиями без должного законодательного закрепления.

В настоящее время В соответствие с Конституцией РФ, федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Осуществление государственной функции по рассмотрению обращений граждан в уголовно-исполнительной системе регламентировано вышеназванными правовыми актами, а также приказами ФСИН России от 19 мая 2006 года № 245 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний»; от 18 августа 2005 года № 718 «О правовом обеспечении деятельности ФСИН России» (с изм., внесенными Приказом ФСИН РФ от 26.12.2008 № 755); от 28 мая 2005 года № 192 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления контроля за исполнительской дисциплиной в Федеральной службе исполнения наказаний»; от 16 сентября 2005 года № 776 «О создании центральной комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по работе с письменными и устными обращениями граждан и осужденных».

Так, глава XII приказа ФСИН России от 19 мая 2006 года № 245 «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний» устанавливает порядок работы с обращениями граждан и организаций, приема граждан и гласит, что в ФСИН России рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций, а также ходатайства в их поддержку по вопросам сферы деятельности ФСИН России, порядка исполнения государственных функций, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан. Поступившие в ФСИН России письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются директору (заместителю директора) либо направляются начальникам соответствующих структурных подразделений.

Приказ ФСИН России от 18 августа 2005 года № 718 «О правовом обеспечении деятельности ФСИН России» (с изм., внесенными Приказом ФСИН РФ от 26.12.2008 № 755) гласит, что ФСИН России в рамках исполнения государственных функций по правовому обеспечению деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Приказом ФСИН России от 28 мая 2005 года № 192 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и осуществления контроля за исполнительской дисциплиной в Федеральной службе исполнения наказаний» установлено, что аппарат директора в пределах своей компетенции и по поручению директора ФСИН России контролирует соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан.

Территориальные органы ФСИН в своей деятельности также руководствуются Конституцией РФ, федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выше перечисленными приказами ФСИН России, а также приказами и иными правовыми актами территориального органа.

Таким образом, осуществление государственной функции по рассмотрению обращений граждан органами и учреждениями ФСИН получило свое закрепление, как в федеральных, так и в ведомственных нормативно-правовых актах.

Однако по нашему мнению данная нормативно-правовая база не в полной мере охватывает все особенности данной работы и требует дополнительного регулирования. В этих целях нами был проведен анализ действующего законодательства, регламентирующего данную работу в органах внутренних дел России.

Так, например, приказ МВД России от 22 сентября 2006 года № 750 «Об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России» с первых же строк определяет, что работа с обращениями граждан является отдельным направлением деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, подразделений, учреждений и организаций системы МВД России, призванное обеспечить защиту конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Данная Инструкция является своеобразным административным регламентом организации работы с обращениями граждан и определяет порядок действий должностных лиц по приему, регистрации, рассмотрению, разрешению и направлению ответа заявителю. Отдельные положения о порядке делопроизводства по обращениям граждан, не вошедшие в данную инструкцию, регламентирует приказ МВД РФ от 4 декабря 2006 года «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации». Тем не менее, и здесь присутствуют неурегулированные моменты.

Если в орган внутренних дел поступает анонимное обращение о том, что по такому-то адресу ежедневно раздаются звуки, похожие на плач грудного ребенка, то, ввиду отсутствия сведений о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, руководитель, рассматривающий данное обращение вправе принять решение, как провести проверку, так и не проводить проверку по нему. Жесткий контроль за состоянием учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел обеспечивает регистрацию практически всей поступающей информации и в этом объеме довольно трудно объективно рассматривать поступающие обращения граждан. Такие обращения могут поступать неоднократно и оставаться без внимания. Решающим в данном случае будет человеческий фактор, моральные и личные качества руководителя.

Но необходимо отметить тот факт, что работа по рассмотрению обращений осужденных органами и должностными лицами ФСИН основана на приказе Министерства Юстиции РФ от 26 декабря 2006 г. № 383, который утверждает административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и предписывает ФСИН России обеспечить его исполнение в целях совершенствования форм и методов работы с предложениями, заявлениями и жалобами осужденных и лиц, содержащихся под стражей, повышения качества защиты их конституционных прав и законных интересов. Регламент устанавливает требования к письменному обращению, общий срок исполнения государственной функции, последовательность административных действий при приеме, регистрации и рассмотрении письменного обращения; порядок ведения личного приема; порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции; порядок и формы контроля; ответственность за нарушение выполнения административных процедур. Но в качестве заявителей приказ определяет лишь подозреваемых, обвиняемых или осужденных граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Поэтому, в целях обеспечения непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами, восстановления и защиты своих прав и свобод, работа с обращениями граждан в ФСИН России, на наш взгляд, нуждается в подобной четкой регламентации с применением положительного опыта других правоохранительных органов в данной сфере и принятием аналогичного регламента, так как является прямым способом обеспечения законности деятельности уголовно-исполнительной системы и одновременно источником информации для оперативного реагирования на нарушения законодательства Российской Федерации со стороны должностных лиц органов и учреждений ФСИН.

 
< Предыдущая   Следующая >